Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Борис Тенин и Лидия Сухаревская: старомодная комедия

Борис Тенин и Лидия СухаревскаяВ наше время затянувшейся сексуальной революции в  массовом сознании сложился  стереотип, что среди артистов сплошь и рядом процветают многочисленные браки и свобода нравов. Возможно, в современных условиях так и есть. Но тем приятнее, что наши недавние современники относились к любви и браку иначе. К их числу, вне всякого сомнения, относятся выдающиеся актеры Борис Тенин и Лидия Сухаревская.

Они прожили долгую и счастливую жизнь, в которой были и взлеты, и падения.  Но удач было не в пример больше. Вместе работали в театрах, переезжали, играли, любили. Порознь они существовали лишь в те годы, когда еще не были знакомы…

Детство Бориса Тенина прошло в Туле – и вряд ли в этот период будущего маститого актера можно было назвать хорошим мальчиком. Он был заводилой в компании местных хулиганов, и даже пробовал себя на воровском поприще, вместе с подельниками организованно таская из лавок шоколад. А однажды целое лето дышал где-то раздобытым эфиром. Все это прошло, а вот самый мощный наркотик, привязанность к которому он почувствовал очень рано,  остался. Имя ему – лицедейство.

Тенин любил музыку во всех ее проявлениях. Мальчишкой играл на всем, что попадалось под руку: выстукивал мелодии на наполненных водой бутылках, играл на пиле, звенел колокольчиками. Позднее освоил гитару, а будучи артистом, выучился игре на банджо, гавайской гитаре и на многих других инструментах. С самого раннего детства была в нем скоморошья нота – в лучшем смысле этого слова. И именно комедия стала основным направлением его актерской деятельности.

В 1922 году Борис Тенин окончил Государственный институт музыкальной драмы и, подобно многим артистам того времени, сменил бесчисленное множество площадок. Это время, по его собственным словам, было в его жизни «периодом Антоши Чехонте» − временем накопления опыта, собирания жизненных знаний. Становление артиста продолжалось всю первую половину его жизни: работа в коллективах и театрах «Синяя блуза», в передвижной группе «Комедианты», в московской Вольной мастерской Мейерхольда... По воспоминаниям самого актера, его первой ролью был «шум толпы»: «Я был… назначен в «шум толпы» за кулисами… Он стал моей первой ролью в качестве профессионального артиста. Я получил свою первую зарплату». После была «Современная буффонада», театр «Обозрений», московский Мюзик-холл. В 1937 году он поступает в ленинградский Театр Комедии, где начинается второй период его жизни: он становится ведущим актером театра, а также знакомится со своей будущей женой − актрисой удивительного дарования Лидией Сухаревской.

Народная артистка СССР Лидия Петровна Сухаревская родилась 30 августа 1909 года в селе Поповкино Вологодской области. Ее семья была крайне далека от искусства, но у девочки была возможность читать Вальтера Скотта, Диккенса, Жюля Верна, участвовать в драмкружке при городском училище и даже начиная с 11 лет писать пьесы. Сама Сухаревская вспоминала: «Их названий сейчас не помню… Сама эти пьесы ставила, и сама же играла главные роли. Было это в углу двора, около забора». После школьного драмкружка был следующий – при фабрике. Там Сухаревской посоветовали всерьез заняться актерской деятельностью, что она и сделала, поступив в 1927 году в Первую Государственную студию. Денег в семье не было, девушка была принята «в счет хозяйственных расходов студии». После трех лет довольно хаотичного обучения вся группа студийцев была принята в Агит-театр, который получил звание Колхозного. «Работа была большая и интересная. Мы ездили по колхозам и крупным фабрично-заводским центрам и не только играли, но и сами были монтировщиками, и костюмерами, и осветителями, и бутафорами… Работалось дружно и весело». Когда Колхозный театр распался, Лидия перешла работать в ТРАМ, где прослужила год, после чего работала в труппе Радиокомитета. Вскоре Сухаревская получила приглашение играть роль Тани в пьесе Катаева «Дорога цветов». Так она впервые попала в профессиональный театр – ленинградский Театр Комедии…
1930−1940-е годы – пик актерской популярности супругов, особенно Бориса Михайловича Тенина. Немало этому способствовало кино: сначала эпизодическая роль заведующего клубом в картине «Кружева» (1928 год), а затем принесшая популярность роль секретаря парткома в фильме «Встречный» в 1932 году. Роль была переломная не только для самого Тенина – для всего советского кинематографа. Вместо строго дисциплинированного, «по линейке» выверенного и идеально правильно служащего советской партии на экране появился простой парень Вася, не во всем правильный, ухаживающий за чужой женой, выпивающий со старым мастером, переживающий и не всегда четко знающий, «как надо». Как это обычно бывает, Тенина тут же завалили сходными предложениями, в одном из фильмов, «Вражьи тропы», он даже снялся в 1935 году. Но он не любил надолго останавливаться на чем-то уже достигнутом, штамповать удачные образы. «Если бы мне теперь представилась возможность стать клоуном, я бы не повторялся ни в обличье, ни даже в характере. В каждой программе я хотел бы быть разным, неожиданным». А потому он не стал множить одинаковые роли, сыграв множество чуть ли не противоположных – от бравого солдата Швейка до комиссара Мегрэ. В каждую из этих ролей он приносил что-то свое, легкое, неуловимое – очарование, обаяние, смех, откровенность.

Кроме искрометного юмора и яркой характерности в Тенине была врожденная, ничем не истребимая интеллигентность. Это явствует из роли простого крестьянина, солдата Ивана Шадрина в фильме «Человек с ружьем» − самой знаменитой из киноработ Бориса Михайловича. За тщательно прорисованной крестьянской походкой, говорком, нарочито грубыми негнущимися пальцами нет-нет, да и проскочит хитрая усмешка, лукавая, несомненно, городская. Усмешка самого Тенина, который и здесь не может отказать себе в удовольствии «подмигнуть» зрителю.

В военном 1943 году Борис Тенин снимается в фильме «Новые похождения Швейка», откровенно агитационно-лубочном, но в котором актер, по мнению некоторых критиков, создал образ лучшего Швейка, из всех когда-то бывших. Так же как потом, спустя тридцать лет, комиссар Мегрэ Бориса Тенина будет признан самым аристократичным Мегрэ отечественного производства: сам Жорж Сименон прислал актеру восторженное письмо, в котором именовал его лучшим исполнителем этой роли. Готовясь к роли, Тенин кропотливо работал, изучая материалы по криминалистике, религиоведению, психологии, истории – и оказался сторицей вознагражден зрительской любовью.

В остальном же кинокарьера Бориса Тенина сложилась не самым удачным образом. Он немало снимался, даже получил в 1948 году Сталинскую премию, но в период от «Человека с ружьем» и до комиссара Мегрэ у него не было тех работ, которые можно было бы назвать звездными ролями.

Совсем иначе обстояло дело с его женой, Лидией Сухаревской. В 1939 году она дебютировала в фильме «Василиса Прекрасная» в роли Белендрясы, после чего сыграла множество разноплановых ролей. За роль княжны Елена Павловны в фильме «Мусоргский» в 1951 году актриса была удостоена Государственной премии СССР. Сухаревскую больше знали по киноработам, в то время как Тенина – по театральным ролям.

В кино они часто были вместе. И самым знакомым в этом смысле является телеспектакль «Старомодная комедия», поставленный в 1975 году. В театре же они вместе были всегда: начиная с той самой «Дороги цветов» в ленинградском Театре Комедии…

В их дуэте Сухаревскую всегда называли мозгом, а Тенина душой. Как и полагается, они были неразлучны всю жизнь, с момента встречи. Вместе приходили в театры, вместе уходили. В то время частые переходы из театра в театр совсем не приветствовались ни высоким руководством, ни общественным мнением, но они не обращали на это внимания. Известен ответ Сухаревской министру культуры: «Мы не быдло, мы актеры. Не вам выбирать главных режиссеров». Они могли себе это позволить. Недаром Тенин любил приговаривать: «В театре есть два профессионала: сапожник и я. Мы все делаем точно, качественно и вовремя». При всей нескромности данного заявления актер имел на него право – столь кропотливо и ответственно подходил он к каждой мелочи. Например, известно праведное возмущение Бориса Михайловича, по поводу качественного грима: «Как можно сыграть Марка Твена, Карла Маркса, Льва Толстого или царя Берендея без бороды? Сыграть их побритыми меня можно было заставить только по приговору Верховного трибунала! Нельзя подходить к роли как к безразмерным носкам, они должны быть по размеру».

Если Тенин много внимания уделял внешней стороне, то Сухаревская  мучительно переживала поиск внутреннего соответствия, сравнивая, анализируя, примеряя на себя образы и крестьянки, и аристократки, и советской комсомолки. «Я не хочу быть актрисой, которая «не ведает, что творит», а хочу быть вполне ответственной вместе с режиссером и за ошибки, и за успехи. Хочу «ведать» и «познать» − это главное».

 Кроме друг друга и театра у супругов было еще одно увлечение, для Бориса Михайловича бывшее даже страстью, − библиотека. У Тенина их было три, до наших дней дожила последняя, третья – по завещанию она отошла в дар музею (первая потерялась при переезде в Ленинград, вторая погибла в годы войны). Книги были его большой любовью, по его собственным словам, его увлечение прошло три периода: «накопительство», затем «увлечение» и, наконец, «изучение темы». Библиотека содержала большое количество классики и особый раздел юмористической литературы, от классической до наших дней.

Так жили эти двое: любили и ценили друг друга (на людях – исключительно по имени-отчеству, с подчеркнутым уважением), играли в одних театрах и в одних спектаклях, снимались, читали книги, гуляли, не затмевали, но дополняли друг друга – и в жизни, и на площадке, и на сцене. Своеобразным итогом их жизни и любви многие считают спектакль «Старомодная комедия», как нельзя лучше раскрывающий их отношение друг к другу, взаимопомощь и поддержку. Тенин и Сухаревская остаются в памяти зрителя как современники: Борис Михайлович ушел из жизни 8 сентября 1990 года в 85 лет. Лидия Михайловна пережила мужа всего лишь на один год: 10 октября 1991 года ее не стало. Они оба похоронены на Ваганьковском кладбище, и на их могилах часто лежат свежие цветы – лучший знак зрительской памяти.

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.