Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Лучшее, что может быть

Татьяна Дмитриевна КозловаДаже те, кто в Петербурге никогда не был, про Летний сад слышали − место удивительной красоты и непременный пункт посещения города. Руководит этим музеем под открытым небом Татьяна Дмитриевна Козлова. В этом году исполняется 10 лет с того момента, как сад перешел под ее женское руководство…

− Татьяна Дмитриевна, вы согласны, что женщина как никто может навести порядок в сфере искусства?
− Скорее в мире моды, а у нас много дел, которые хотя и требуют женских качеств, но это касается небольших музеев. Крупным музеем очень тяжело управлять, и я плохо представляю себе женщину во главе такого огромного хозяйства уже потому, что там много моментов, относящихся не столько к искусству, сколько к инженерным и чисто техническим вопросам. Я работала в нескольких музеях, и, на мой взгляд, это лучшее, что может быть.

− Почему?
− Каждый день ты сталкиваешься с тем, что не дано увидеть большинству людей. А ты можешь это не только увидеть, но и потрогать! (Улыбается.) Чувствуешь свою сопричастность с прошлыми веками, за которые словно отвечаешь − я же отвечаю за эти места, за дворец, а значит, и за то, что было сохранено до меня.

− Сегодня многие коммерсанты поняли, что культурные памятники можно использовать с выгодой для себя. Насколько активно они атакуют Летний сад и как этому противостоять?
− Противостоять можно, и я через это прошла. Сюда приходили люди, которые требовали, чтобы в Летнем саду было два ресторана − один в Чайном домике, а другой в Кофейном. Но представляете, чем это грозило саду? Нельзя сказать, что использование памятников в коммерческих целях это что-то новое. В Летнем саду на месте грота в ХIХ веке был построен Кофейный домик, специально чтобы в нем была кофейня. Ее сдали одному из ведущих кондитеров Петербурга тогдашнего времени, итальянцу, и он открыл кондитерскую. Но он не только обслуживал посетителей сада – тогда это была достаточно привилегированная публика, на нем лежали большие обязанности по уходу и содержанию сада в порядке! Такого подхода сегодня, к сожалению, нет, но мы все равно к этому придем, рано или поздно.

− А если бы сейчас предложили открыть что-нибудь подобное?
− В настоящее время делать это в Летнем саду невыгодно, потому что это потребует много дополнительных служб: понадобится подвоз продуктов, соблюдение санитарных условий и т. д. В ХIХ веке посещаемость сада была намного меньше, и вообще все было по-другому. Кофейный домик был открыт насквозь, и в него можно было зайти не только из сада, но и с Фонтанки. Более того, сама набережная Фонтанки появилась сравнительно недавно − очень многое изменилось в жизни людей и самого памятника…

− Какие мероприятия проводят сейчас в Летнем саду?
− Праздники бывают очень часто и разные. Сейчас модны корпоративные вечера, и они здесь устраиваются. Например, их проводит наш постоянный спонсор − Петербургское отделение Сбербанка России. Каждое воскресенье играет оркестр, опять-таки благодаря этому меценату.

− Оркестр − это традиция?
− Да, хотя вначале здесь звучала роговая музыка, но потом она была заменена оркестрами. Другая традиция – лебеди, которые появились в Летнем саду в ХIХ веке. Ее мы и по сей день стараемся поддерживать.

− Вы помните, при каких обстоятельствах сами впервые оказались в Летнем саду?
− Да, меня совсем маленькой привела бабушка – здесь около памятника  Крылову были детская площадка и песочница. Я выросла недалеко от сада, и хотя ближе к нам был Таврический сад, бабушка водила меня именно сюда.

− Из окна вашего кабинета видны влюбленные пары, прогуливающиеся по набережной… Наверное, приятно работать в таком романтическом месте?
− Гений места влияет! (Смеется.) Более того, я думаю, что даже определенные черты характера вырабатываются у людей. Мы все иногда от самого любимого дела устаем, по себе знаю − иногда так не хочется идти на работу! Бывает, что-то не ладится, не получается… Приходишь сюда, прямо через силу и… все проходит! Достаточно выйти в сад, подышать этим воздухом. Даже зимой у нас хорошо. Сюда приходят работать с удовольствием.

− Как изменилась публика, посещающая сад за время вашей работы?
− Значительно. Я считаю, что Летний сад − это музей. Это не просто сквер при городе или парк, как Таврический сад, который я тоже очень люблю. Туда люди приходят отдохнуть и посидеть, сюда тоже, но здесь это воспринимается совершенно иначе. Например, когда вы приходите в Эрмитаж или Екатерининский дворец, то не только для того, чтобы посмотреть, но и отдохнуть душой. Можно просто пройти по дворцу, чтобы вдохнуть эту жизнь, поразмышлять. Летний сад еще больше к этому располагает! Это действительно романтическое место. Он тенистый, в нем скульптура конца ХVII – начала ХVIII века, и какая! Не все знают, что это самая полная коллекция венецианской скульптуры того времени и некоторым экспонатам больше трехсот лет. Они старше, чем сам город… Я очень долго добивалась того, чтобы сделать платным вход в Летний сад. Добилась, и, честно скажу, это было благо, потому что вход был дешевый. Кроме того, у нас было 15 категорий людей, которые проходили бесплатно: студенты, пенсионеры, блокадники и т. д. Поначалу журналисты спустили на меня всех собак, и досталось хорошо, но нововведение привело к тому, что к Летнему саду появилось отношение как к музею! Платный вход был всего два или три года, но посетители стали идти по дорожкам сада, читая надписи под скульптурами, актов вандализма в тот период было меньше.

− Сейчас вход свободный…
− Увы, да. И это очень сильно изменило публику. Сегодня идет разговор о том, что Летнему саду надо встать на реставрацию. Ему это действительно необходимо, но это сложно сделать. Например, у здания-памятника существуют определенные периоды, когда оно было наиболее посещаемым, нарядным и красивым. По виду того времени его и стараются восстановить. В саду сложнее, потому что мы имеем дело с живым организмом. Сад − это деревья, кусты, цветы… Деревья имеют юность, зрелый возраст, старость, умирают, и на их место надо сажать новые. Летний сад за время своих трехсот лет, а ему исполнилось 300 лет в 2004 году, очень изменился. Изначально это был регулярный сад, стриженый, низкий и не теневой. Потом он стал более высоким, затем его перестали стричь, позже из него исчезло большое количество построек и фонтанов. На месте каких-то определенных строений появились другие, как тот же Чайный домик. Изменилось архитектурное лицо сада, не говоря уже о деревьях. Тех, что росли при Петре I, практически нет. Думаю, что подготовка к реставрации может затянуться, потому что ландшафтных архитекторов в городе практически нет. Но пока все более-менее движется и проект разрабатывается.

− Основные проблемы городского паркового хозяйства – отсутствие средств и больные деревья…
− У нас тоже нет денег, чтобы вырезать «сушь» − так называют сухие ветки деревьев, которые обязательно нужно убирать, иначе во время ветра они могут упасть и повредить скульптуру (грустно улыбается). Кроме того, и в Летнем саду существуют сухостойные деревья, которые надо убирать, потому что если одно дерево заболело, оно заражает и все остальные. Делать это надо срочно, и на это тоже требуются средства.

− Есть ли какие-то петербургские традиции, связанные с Летним садом?
− Его рисуют многие художники, и традиционно, если в Петербург приезжают учиться живописи, Летнего сада не миновать.

− Модницы всего мира привозят из Парижа платки с его видами. Наверное, шарфы и платки с рисунком той же решетки Летнего сада могли бы стать своеобразным модным символом Петербурга…
− Женские платки с видами Летнего сада выпускают, но небольшими партиями, это не массовое производство. Вообще сувениров Летнего сада немного. Когда-то ЛФЗ выпускал небольшие, сантиметров 10−15 фигурки скульптур. Была целая серия, очень симпатичная. Сейчас есть одноименные коробка конфет и шоколад. Кстати, вы знаете, что существует два Летних сада? Дело в том, что в Кронштадте так называется центральный городской сад. Однажды даже был казус. Там проходило какое-то праздничное мероприятие, и объявление о нем сделали по радио, но без уточнений. В наш Летний сад приехала масса народа, но не найдя того, что ожидали, все пошли ко мне – я тогда была директором (сейчас, после присоединения к Русскому музею Т.Д. Козлова – зав. филиалом ГМЗ «Летний сад – Летний дворец – Домик Петра I». − Прим. авт.). Чтобы оправдаться и выяснить ситуацию, пришлось звонить на радио, где допустили ошибку (смеется). Что касается аксессуаров с видами Летнего сада и сувениров, это замечательная идея, и если найдутся заинтересованные люди и вложат средства в их производство, они, несомненно, окупятся.

Беседовала Марианна Николина
Фото Вадима Нехаева

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.