Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Хит сезона в золотой упаковке

балет СпартакСамой, пожалуй, громкой премьерой минувшего сезона в Михайловском театре стал балет «Спартак». Анонсы новой постановки обещали сенсацию: балет с бюджетом киношного размаха, живые хищники на сцене, женские гладиаторские бои и прочий «античный гламур»… Заинтригованную публику действительно ждало впечатляющее зрелище.

Обращение к «Спартаку» – затея сама по себе масштабная. Не столько в силу эпического размаха сюжета римской истории, сколько из-за богатой сценической истории постановки. Легендами окутаны воспоминания о «Спартаке» Леонида Якобсона в Кировском театре — на этот спектакль простому смертному почти невозможно было попасть! Грандиозность балета (количество занятых в массовке едва ли поддавалось исчислению), необычайная красота, выразительность сценического действия (под музыку Хачатуряна оживали античные барельефы) вызывали восторг у публики 1950-х. В отличие от Якобсона, который стилизовал античную пластику, надев на артистов мягкую обувь, Юрий Григорович поставил героинь своего «Спартака» (1968 год) на пальцы. Виртуозность женского классического танца, героическая мощь мужского, яркие, запоминающиеся композиционные решения сделали эту постановку визитной карточкой балета Большого театра. Согласитесь, браться за новую версию спектакля с такой историей – ответственность немалая.

Хореограф Георгий Ковтун осмелился. Он не оставил без внимания находки своих предшественников, вслед за Якобсоном населив нового «Спартака» несметным количеством участников сценического действия. Больше того, он вывел на сцену хор, напоминающий об античной традиции театральных представлений, и на музыку Хачатуряна были положены хоровые эпизоды на латыни. Хореография Григоровича, очевидно, вдохновила Ковтуна на постановку насыщенных техническими сложностями дуэтов, соло и ансамблей: у зрителей порой дыхание перехватывает от смелости исполняемых поддержек, а замысловатость комбинаций порождает желание сосчитать количество движений в единицу времени.

Однако Георгий Ковтун отказался от привычной, основанной на одноименном романе Р. Джованьоли трактовки сюжета, которой следовало большинство предыдущих постановщиков «Спартака», и представил балет на основе собственного либретто - с новыми персонажами, новыми именами героев и своей версией событий, разыгравшихся в Римской империи в I веке до н.э.

Современный взгляд на историю о восстании под предводительством Спартака лишен некогда актуального пафоса борьбы угнетенных за свободу, нет в нем и той героической патетики столкновения личности и системы, верности и предательства, которой были наполнены предыдущие спектакли-гиганты. Их младший брат, нынешний «Спартак», мельче по масштабу трагизма. Согласно новому либретто выходит, что герой погиб из-за безудержного пьянства и распущенности соратников.

«Общество, создающее себе рабов, в конечном итоге от этого и пострадает», – говорит хореограф и концентрирует внимание зрителя на обществе.

Впрочем, в спектакле хорошо прописаны и главные партии. Исполнители наделяют своих героев чертами собственных личностей: Спартак отличается силой мужского танца (Денис Матвиенко) и рефлексией (Юрий Смекалов), Сабина – безукоризненной виртуозностью и бесстрашием (Елена Евсеева, Анастасия Матвиенко), Валерия – нежным лиризмом (Ирина Перрен, Екатерина Борченко).

Мастерство танцовщиков-премьеров не может затмить для неискушенных зрительских глаз того пиршества, которое предлагает Ковтун в массовых сценах. Тут и циркачи, и акробаты, и вакхические оргии с переодеваниями в овечек, и экстатические пиры с танцами обольстительных гетер, и брутальные гладиаторские сражения, и извивания Медузы Горгоны… И все это на фоне массивных, внушительных декораций Вячеслава Окунева: то римских арок, то пышного убранства роскошных интерьеров. Костюмы тоже выполнены с размахом. Ослепленному обильным золотом зрителю скучать не приходится ни минуты: всегда есть что рассмотреть, чему удивиться, чем потешить жадную до зрелищ натуру.

В своем танцевальном шоу Георгий Ковтун с упоением демонстрирует процесс разложения великой Римской империи, погрязшей в пирах, пороках, пресыщенности. Бурлящая чрезмерность зрелища всегда привлечет публику, угодит любому зрителю, а может, еще и заставит оглянуться на наше сегодняшнее общество…
 
Ольга Макарова
 

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.