Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Три столетия романса

Три столетия романсаРусскому классическому романсу уже три столетия, а публика в заполненных до отказа концертных залах по-прежнему с замиранием сердца, с выступившими на глазах слезами слушает голос певца и звуки фортепиано, льющиеся со сцены. В этом году с 25 июня по 4 июля в Санкт-Петербурге проходил VI Международный фестиваль «Три века классического романса».

История романса в России богата именами как самодеятельных, так и профессиональных композиторов – это А. Гурилев и А. Алябьев, П. Булахов и А. Варламов, М. Глинка и А. Даргомыжский, П. Чайковский и С. Рахманинов, В. Гаврилин и Д. Шостакович и многие-многие другие. В XX веке традиция романса в нашей стране несколько раз едва не была искусственно прервана, но, к счастью, жанр продолжает жить и развиваться.

У всех на слуху и имена исполнителей романса – Анастасии Вяльцевой, Вадима Козина, Изабеллы Юрьевой, Надежды Обуховой, Ирины Архиповой, Елены Образцовой, Ирины Богачевой, Дмитрия Хворостовского, Ларисы Казарновской...

Международный фестиваль «Три века классического романса» неизменно собирает полные залы: интерес аудитории к этому жанру не слабеет с годами – наоборот, у романса становится все больше почитателей. Вот почему и ежегодный фестиваль, и одноименный конкурс вокально-фортепианных дуэтов, посвященный исполнительскому искусству в этом жанре (он проводится через год, в этом году уже в четвертый раз), вызывают интерес не только у музыкальной общественности, но и у широкой публики, знающей и любящей романс.

«Романс – это камерный жанр, в общем-то достаточно небольшое музыкальное произведение, в котором можно увидеть целую человеческую жизнь, – говорит президент фестиваля, народная артистка СССР Ирина Богачева. – Если талантливый композитор пишет музыку на стихи талантливого поэта, то в результате нередко возникает настоящий шедевр. И многие классические романсы – именно такие. Это касается не только русского классического романса, но и немецкого, и французского, и многих других... А прекрасные тексты и прекрасные мелодии – это то, что покоряло людские сердца во все времена. Вот почему на концертах, где исполняются классические романсы, всегда полный зал. И особенно в Петербурге, ведь петербуржцы очень любят романс. Тем более что в России такое количество композиторов, которые обращались к этому жанру, – от Гурилева до Рахманинова, а также композиторы XX века – Гаврилин, Шостакович, Хренников и многие другие. Романс волнует душу, и поэтому он никогда не умрет. Никогда! Современная поп-музыка – три слова текста и примитивная мелодия – разве это может трогать? А романс будет существовать всегда. Поэтому идея проведения фестиваля, которая принадлежит Елене Гаудасинской и Ирине Шараповой, сама по себе замечательна. Придуманное ими название, на мой взгляд, очень удачное – “Три века русского романса”. Оно охватывает музыку трех столетий – от Бетховена, Баха, Гайдна, Генделя до Массне, Бизе, современных композиторов. И отрадно, что залы всегда полные. Идея конкурса, задуманного именно как конкурс дуэтов – певца и исполнителя, – лично мне очень импонирует. Ведь певец без пианиста не может достичь того результата, к которому он стремится. В случае с романсом может быть только два полноправных исполнителя... Сейчас у конкурса международный статус, и мы надеемся, что фестиваль будет развиваться и дальше, в том числе и при поддержке комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга».

Фестиваль «Три века классического романса» был создан в 2003 году. Как рассказала директор фестиваля-конкурса, заслуженная артистка России Елена Гаудасинская, изначально возникла и была реализована идея конкурса, а уже вокруг него выстраивалась концепция фестиваля. «Идея конкурса, а затем и фестиваля, – рассказывает Елена Гаудасинская, – заключалась в том, чтобы пианисты и вокалисты могли выступать на равных. Камерный жанр романса, в отличие, например, от оперы, позволяет подчеркнуть роль пианиста в дуэте. Обычно на подобных конкурсах вокалисты становятся лауреатами, а пианисты – в лучшем случае дипломантами, у нас же пианист тоже становится лауреатом конкурса, как и певец, поскольку награду получает дуэт, и это для нас самое главное».

По замыслу организаторов фестиваля, паритет певца и пианиста стал примечательной особенностью этого музыкального проекта. Может быть, впервые на конкурсе «Три века классического романса» пианист, образно выражаясь, «вышел из тени»: ведь он выступает не просто аккомпаниатором (то есть «сопровождающим» вокалиста), но равноправным участником творческого диалога исполнителей. Классический романс в понимании организаторов и участников фестивальных концертов – это соавторство, дуэт, а не соло с «субординационной инструментальной поддержкой». Примеры такого содружества широко известны: это Франц Шуберт и Михаэль Фогль, Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин, Святослав Рихтер и Нина Дорлиак...

Три века классического романсаНо, конечно, фестиваль создавался не только для того, чтобы утвердить роль пианиста в исполнительском искусстве. Когда стало очевидно, что конкурс вызывает интерес, что в нем стремятся принять участие многие молодые музыканты, было решено наряду с конкурсом проводить и фестиваль, чтобы конкурсанты получили возможность послушать выдающихся исполнителей, узнать о самом интересном, что происходит в этом жанре. Возникший как петербургский, то есть городской, конкурс «Три века классического романса» стал всероссийским, а затем и международным. «В этом году, – рассказывает Елена Гаудасинская, – к нам приехали конкурсанты не только из многих стран Европы и из Америки, но даже, например, из Аргентины. География конкурса очень расширилась, мы обязательно проводим еще и конкурс молодых композиторов – студентов консерватории и ее недавних выпускников. В прошлом году это был конкурс на лучший романс на стихи Арсения Тарковского, в этом – на стихи поэта Серебряного века. В жюри – самые известные петербургские композиторы, а лучшие произведения исполняются на заключительном гала-концерте. В Доме Кочневой звучала русская музыка великосветского салона конца XVIII – начала XIX века. Это направление мы стараемся развивать, ведь салонная музыка – это то, из чего вырос романс. До революции музыку писали врачи, инженеры – одним словом, дворяне, и это была музыка высокого уровня, достаточно профессиональная, поскольку полученное дворянином образование предполагало хорошую музыкальную подготовку. Может быть, то, что сочиняли все эти люди (а среди них было много талантливых), и не сопоставимо с творчеством Глинки, но это все-таки очень хорошая музыка. Кроме того, в рамках фестиваля проходит концерт, посвященный современному романсу, проводятся конференции и семинары по проблемам исполнительского искусства».

Международный фестиваль-конкурс «Три века классического романса» – это еще и школа вокального и фортепианного мастерства. Наряду с молодыми исполнителями в нем традиционно принимают участие такие мэтры жанра, как Ирина Богачева, Владимир Чернов, Ольга Кондина, Виргилиус Норейка, Павел Егоров, Василий Савенко, Шерил Штудер, Андреас Шмидт, Майкл Дюссек, Даниэль Фуэтер, Хосе Дуарте, Чжао Юн Хон. Ведущие музыканты дают мастер-классы для молодых певцов и пианистов – именно так можно сохранить и приумножить традицию исполнения классического романса.


Международный фестиваль «Три века классического романса» неизменно собирает полные залы: интерес аудитории к этому жанру не слабеет с годами.

«Романс – это камерный жанр, в котором можно увидеть целую человеческую жизнь», – говорит президент фестиваля, народная артистка СССР Ирина Богачева.

Примеры содружества пианиста и певца широко известны: это Франц Шуберт и Михаэль Фогль, Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин, Святослав Рихтер и Нина Дорлиак...

Классический романс в понимании организаторов и участников фестивальных концертов – это соавторство, дуэт, а не соло с «субординационной инструментальной поддержкой».

 

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.