Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Сергей Эрденко: скрипкой я могу сказать больше

Сергей ЭрденкоВ марте в Петербурге на сцене театра «Европа» народный артист России, режиссер, художественный руководитель московского театра «У Никитских ворот» Марк Розовский вновь поставил свой знаменитый спектакль «Гамбринус». Роль Сашки, как и 20 лет назад, играл Сергей Эрденко – теперь уже лидер самой известной в мире цыганской группы «Лойко».

В 1988-м Розовский пригласил молодого актера сыграть музыканта Сашку в своем спектакле по повести А.И. Куприна «Гамбринус»
– После представления в театре «Ромэн»,– вспоминает Сергей, – ко мне подошел человек и отрекомендовался:
– Марк Розовский, режиссер театра «У Никитских ворот».

Безусловно, я много слышал о нем и был польщен тем, что он дожидается меня за кулисами.
– Что ты тут делаешь?– спросил Розовский и, увидев мое смущение, улыбнулся:
– Еврейской грусти в глазах нет, но это мы поправим, зато с цыганской скрипкой у тебя все в порядке. Ты слышал про «Гамбринус»? Знаешь, я более десяти лет назад написал эту пьесу по Куприну, и ты единственный, кого я вижу в роли Сашки. Приглашаю тебя в свой театр. Жду ответа завтра.

Он посмотрел на меня изучающе и протянул рукопись.
Еле дождавшись утра, я дал согласие.

И угадал. «Гамбринус» был признан лучшим спектаклем года. Его горячо принимали в Европе. Более сотни раз я выходил на сцену в роли Сашки и понял, что музыкой можно сказать гораздо больше, чем словами.
За три года в театре «У Никитских ворот» Сергей сыграл в спектаклях «Кафка: Отец и Сын», «Вечер Высоцкого в НИИ», «Бедная Лиза». И теперь, 20 лет спустя, Марк Розовский предложил ему участвовать в юбилейном спектакле в той же роли, но уже в Петербурге, где Эрденко теперь живет.

– Так из «Ромэн» нежданно-негаданно я перекочевал в театр Марка Розовского. Первым делом мы поехали в Одессу. Оказалось, что все события, описанные Куприным в «Гамбринусе», происходили на самом деле. Мне даже удалось раздобыть фотографию Сашки. А у Паустовского я нашел рассказ о кончине Сашки, такой же, как в его любимом романсе «Пара гнедых».
Шли репетиции. Близилась премьера. Были подобраны костюм, музыкальные номера, сделаны все мизансцены. Но я чувствовал, что не хватает чего-то главного.
Помог случай. Как-то вечером с моим другом Лешей Паперным, музыкантом и актером театра, мы забрели в пивнушку у Белорусского вокзала. С трудом нашли свободный столик, что-то заказали. И вдруг Леша воскликнул:

– Посмотри, Сережа, а ведь здесь, как в «Гамбринусе», все по-настоящему! А тебе никогда не приходило в голову, что, когда Сашка спускался в подвальчик, доставал свою скрипку и начинал играть, ему наверняка приходилось преодолевать страх перед публикой. Ведь одно дело, когда тебя любят и ждут, другое – когда кто-то может и побить из-за нелюбви к искусству. Все, Сережа, твой звездный час настал! Бери скрипку и начинай экспериментировать...
До этого мы никогда не играли в подобных местах. Буквально через несколько минут к нам подвалили несколько человек – скрипка их явно раздражала. А за соседними столиками хотели, чтобы мы продолжали. Еще мгновение – и завязалась бы драка.

– Подождите! – крикнули мы с Лешей одновременно. На какой-то миг нам удалось привлечь к себе внимание.

В подвале воцарилась тишина..

– Мы хотим для вас спеть.

И, не давая никому опомниться, запели песню из спектакля. Публика все теснее и теснее окружала нас. Уже и скрипичные проигрыши никого не раздражали. Не было ни рампы, ни сцены, отделявшей нас от публики, мы стали ее частью. Слышались восторженные крики: «Еще! Еще! Еще!» 

Вот так и Сашка через скрипку превращал злачный «Гамбринус» в Храм, где царствовала Музыка. Он был истинным Моцартом подземелья. Я понял, как играть его...

Как и предсказал Розовский, спектакль действительно перевернул мою жизнь. Музыкант во мне взял верх над актером. Скрипка в моих руках могла сказать больше, чем слова.

Сейчас Сергей – всемирно известный цыганский маэстро, лидер трио «Лойко».

О высочайшем мастерстве трио свидетельствует то, что, представляя музыкантов парижской публике на сцене «Олимпии», великий Иегуди Менухин назвал их лучшими скрипачами, которых когда-либо встречал. Трио «Лойко» концертировало в Королевском театре в Лондоне, «Карнеги-Холле» в Нью-Йорке, Королевской консерватории в Брюсселе, театре «Марини» в Париже, в Старой Опере во Франкфурте, Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, Государственной академической Капелле в Санкт-Петербурге и в других престижных залах Европы, Америки и России.

Клан лордов Гамильтон боролся с кланом лордов Вестминстерских за согласие Сергея Эрденко выступать в их элитных музыкальных салонах.

Однажды на севере Ирландии, по дороге на концерт, музыканты «Лойко» сбились с пути и повстречали пастуха с отарой овец.

– Никогда не слышал цыганскую музыку, – пробормотал пастух.

Что оставалось делать? Время позволяло. Музыканты настраивали инструменты, овцы чинно разместились полукругом... Концерт начался. Сергей Эрденко готов с полной отдачей сил, таланта и вдохновения выступать перед любой аудиторией.

Много самых разных невероятных и неожиданных встреч было за все эти годы. Выступая вместе с известнейшими музыкантами, такими как Равви Шанкар, Гидон Кремер, Рони Вуд, и многими другими, трио вобрало в свою творческую манеру интереснейшие стили разных школ и культур, мелодии фламенко, венгерских, молдавских и сербских цыган.

И поэтому через двадцать лет в юбилейном спектакле «Гамбринус» наряду с сыгранными когда-то еврейскими, цыганскими, молдавскими мелодиями появились новые: английские и сочиненные Розовским и самим Сергеем.

Главной заслугой Эрденко является то, что он вывел цыганскую музыку на классическую сцену.

Трио «Лойко» исполняет не только инструментальную музыку, но и старинные романсы и произведения современных авторов.

В преддверии весны Сергею Эрденко сообщили, что с ним хочет увидеться знаменитый композитор Исаак Шварц. Сергей сразу же поехал к нему. И тот попросил «Лойко» исполнить его песню на слова. Булата Окуджавы «Любовь и разлука».

– Мне хотелось бы в ней услышать немножко цыганской грусти
и отголоски цыганского веселья... Я вам доверяю, – добавил Исаак Иосифович.

Расставаясь, Сергей подарил композитору свой музыкальный альбом, а Исаак Иосифович ему свою книгу «Песни и романсы из кинофильмов для голоса и фортепиано» с дарственной надписью: «Сергею Эрденко, замечательному и прекрасному, с надеждой на творческое сотрудничество».
 
 

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.