Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Петербургский стиль: стили меняются - город остается

петербургский стильЕсли спросить у жителя Петербурга, каков его город, скорее всего, он растеряется. Описать Северную столицу в двух словах гораздо сложнее, чем написать о ней трактат. Нередко говорят о неком петербургском стиле, который и делает город уникальным, отличает его от прочих европейских мегаполисов. Однако что же это за особый стиль и как он влияет на нашу жизнь, ответят немногие, потому что никакого определения этому понятию нет.

Когда говорят о петербургском стиле в архитектуре, часто подразумевают историческую застройку центральной части города. Для кого-то это Доменико Трезини с его праздничными постройками в стиле русского барокко, испытавшего влияние барочной архитектуры Италии, Франции, Голландии. Для других это творения Росси, Воронихина или Кваренги. Для третьих – здания, которые до сих пор сохраняют атмосферу прошедших столетий.
Конечно, Зимний дворец, Казанский собор, Александро-Невская лавра – это то, чем сегодня гордятся горожане. Но имеет ли все это отношение к петербургскому стилю, о котором говорят обыватели и который не признают профессионалы?
«Нет такого понятия, как петербургский стиль. Есть стиль временной, то есть каждому времени, каждой эпохе был присущ тот или иной стиль, в котором, кстати, строили здания во всей Европе. Была эпоха барокко, классицизма, модерна, последние лет десять архитекторы работают в постмодерне. Единственное, что отличает Петербург, – это тактичность, с которой творцы подходят к новому строительству, как деликатно они вписывают современные здания в старую застройку», – считает Евгений Дитрих, президент группы компаний «Дитрих Дизайн».

Мотивы прошлого
Архитектурный стиль нашего города – тот, который называют петербургским и за сохранение которого ратуют, – в действительности представляет собой множество стилей. Город создавался и застраивался на протяжении трех столетий.
В XVIII веке, когда был основан Петербург, в Европе заканчивалась эпоха барокко. Европейские веяния не могли не повлиять на строительство нового города. Уже постройки Петропавловской крепости возводились согласно европейским канонам: более тонкие стены, большие окна, один купол вместо пяти.
Влияние западных традиций и позднее сказывалось на архитектурных решениях. В середине XVIII века, уже при Елизавете, активно возводились дворцы и храмы. Именно в этот период творили такие мастера, как Бартоломео Франческо Растрелли и Савва Чевакинский.
В конце XVIII столетия в Петербург пришел классицизм. Петербургская архитектура в стиле классицизма во многом повторяла лучшие образцы европейского зодчества. Именно тогда были построены Мраморный дворец, Гостиный двор и Академия художеств. А эталоном классицизма считается Таврический дворец.
В начале XIX века зрелый классицизм сменила эпоха ампира: Воронихин построил Казанский собор, а Монферран – знаменитый на весь мир Исакий. Во многом именно этот стиль стал основным архитектурным направлением строений, расположенных в центральной части Петербурга.
В 1830-е годы в моду вошло новое направление – эклектика, со свойственными ей насыщенными цветами и богатством декора.
На рубеже XIX–XX столетий стал популярен модерн, а после революции его место занял конструктивизм. Этот стиль практически не встречается в центре Петербурга, наиболее яркие его примеры – дома на Московском проспекте в районе парка Победы.

Подлинность и изменчивость
На тот счет, каким петербургский стиль должен быть сегодня, единого мнения нет. О том, что свойственно и несвойственно Петербургу, спорят все кому не лень. Одни говорят, что нам прививают дурной московский вкус, который никак не может соответствовать легендарному петербургскому стилю. Другие убеждены, что излишняя осторожность мешает развитию архитектуры. Горожане к любому новому строительству относятся настороженно. Кто прав в этой бесконечной дискуссии, покажет время.
А пока архитекторы стараются, чтобы новые проекты не нарушали единого ансамбля города. Получается, увы, не всегда, хотя и положительных примеров сочетания старого и нового достаточно.
«Придумать проект, который бы удачно вписался в комплекс исторических зданий, очень сложно. Но петербургским архитекторам это удается. Например, Евгений Герасимов известен такими работами, как Ушаковская развязка, здание на углу Каменноостровского проспекта и улицы Профессора Попова. Прекрасный зодчий Марк Рейнберг. Примеров замечательных строений сегодня немало. Это и дом на Тверской, и жилой комплекс на Шпалерной, возведенный на месте разрушавшегося дома в стиле конструктивизма, и „Граф Орлов“ на Московском проспекте. Конечно, есть и исключения: печально известный „Монблан“, здание новой биржи, испортившее панораму города. Но все-таки неудачных проектов значительно меньше», – комментирует ситуацию Евгений Дитрих.
Удачно реализованными проектами считаются дом на улице Радищева, выросший на месте Пятого молочного комбината, здание на Набережной реки Карповки, 23, жилой комплекс «Цезарь» в Пушкарском переулке. Однако есть и другие мнения: многие деятели культуры убеждены, что удачных новостроек в городе единицы, немало желающих  законсервировать исторический центр и таким образом остановить строительство, нарушающее целостность петербургского стиля.
Зданий, вызывающих однозначную реакцию общественности, практически нет. Критериев, по которым объекты можно оценить, – тоже. Новые проекты оценивают главным образом по критерию высотности: возвышается здание над соседними постройками, закрывает вид на исторический центр – однозначно плохо. Остальные параметры оценки более субъективны.

Жить в музее?
Несмотря на то что Петербург называют музеем под открытым небом, превратить в музей весь исторический центр невозможно. Здания в этой части города – это еще и жилье. С одной стороны, привлекательное, а с другой – проблемное: хотя внешне старинные здания и красивы, они не отвечают всем современным требованиям и часто нуждаются в капитальном ремонте.
«Конечно, люди хотят жить в красивых домах, и постройки конца XIX века внешне соответствуют их потребностям, но, к сожалению, не располагают удобствами новостроек. Для любителей старины единственный достойный вариант – реконструированное здание. Но это очень дорогое удовольствие. Стоимость такого жилья может в разы превышать цены квартир в новых домах. В городе единицы строений, которые после реконструкции не поменяли своего целевого назначения: как правило, старинные здания после капитального ремонта превращаются в коммерческие объекты», – рассказывает Юрий Воробьев, директор Петроградского отделения агентства недвижимости «Адвекс».
Неплохой вариант – жить в новостройке среди старинных строений: можно получить и все преимущества современного жилья, и вид на достопримечательности. Спрос на такие квартиры будет всегда, а значит, застройщики будут по-прежнему стремиться строить в центре. «Старый город невозможно законсервировать, и нет ничего плохого в том, что появляются новые здания, – конечно, если они не нарушают целостность архитектурного ансамбля, не диссонируют с существующей застройкой. И сегодня архитекторы уже доказали, что могут проектировать красивые дома, которые бы удачно вписывались в общую концепцию района», – подчеркивает Юрий Воробьев.


На рубеже XIX–XX столетий стал популярен модерн, а после революции его место занял конструктивизм. Этот стиль практически не встречается в центре Петербурга.

Одни говорят, что нам прививают дурной московский вкус, другие убеждены, что излишняя осторожность мешает развитию архитектуры.

Хотя внешне старинные здания и красивы, они не отвечают всем современным требованиям и часто нуждаются в капитальном ремонте.

Для любителей старины единственный достойный вариант – реконструированное здание. Но это очень дорогое удовольствие.

 

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.