Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Евреи Петербурга

Евреи ПетербургаПо законам Московской Руси с конца XV века евреям запрещалось появляться в ее пределах. Не то чтобы они сюда сильно стремились. Но без них история Петербурга и империи оказалась бы совсем другой.



Против правил
Первым начальником петербургской полиции стал потомок португальских крещеных евреев Антуан Девиер, крещеным евреем был и  вице-канцлер Петр Павлович Шафиров. Но официально только при Екатерине II, после разделов Польши и присоединения Крыма, Россия, приобретя новые территории, приобрела и новых подданных, в  том числе и восточноевропейских евреев-ашкеназов, а также евреев-караимов и горских евреев. При этом им разрешалось жить только на прежних местах. Во внутренние губернии въезд был закрыт. Отсюда и известное выражение − «черта оседлости». Но ведь и евреям надо было ездить в столицу по служебной надобности! В комиссию для разработки законов о евреях были привлечены представители еврейского населения присоединенных территорий. Так они закрепились в столице.
К 1780 году в Петербурге существовала еврейская община. В 1802-м у нее появился свой участок в лютеранской части Волковского кладбища. В 1828-м евреев стали призывать в армию, и в столице появились питерские солдатские общины. Отставникам разрешили остаться в городе. Также право на жительство стараниями Евзеля Гинцбурга получили купцы 1-й гильдии, ремесленники, а также люди, получившие высшее образование. Сам Евзель Гинцбург возглавил Петербургскую еврейскую общину в середине XIX века.
  Чем занимались тогда петербургские евреи? Вот вам простая статистика: каждый пятый врач, помощник присяжного поверенного и фотограф, каждый второй дантист, каждый третий печатник, более двух третей аптекарей, часовщиков и торговцев.
В 1869-м правительство дало разрешение на строительство Большой хоральной синагоги. Чуть раньше еврейские семьи начинают приглашать в город  раввинов. Появляются периодические издания и благотворительные фонды. «Брокгауз и Ефрон» в 1908–1913 годах выпускают совместно с Обществом для научных еврейских изданий «Еврейскую энциклопедию» в 16 томах. Тогда же появляются Еврейское историко-этнографическое общество, Общество еврейской народной музыки, Еврейское историко-литературное общество, Еврейское общество поощрения художеств, Еврейское театральное общество и другие еврейские научные и культурные общества.

Век ХХ

В 1907-1908 годах появляются Еврейское историко-этнографическое общество, Общество еврейской народной музыки, Еврейское историко-литературное общество, Еврейское общество поощрения художеств, Еврейское театральное общество и другие еврейские научные и культурные общества. Издательство «Брокгауз и Ефрон» в 1908–1913 годах выпускают совместно с Обществом для научных еврейских изданий «Еврейскую энциклопедию» в 16 томах. 

Февральская революция 1917 года – это еще и указ об отмене всех национальных и вероисповедных ограничений. А значит, и черты оседлости. Подписанный 20 марта в канун праздника Песах, он казался подлинным концом неволи.
Однако октябрь не был поддержан еврейством. Несмотря на то, что на руководящих постах также оказались некоторые из их соотечественников, евреи-большевики принесли им только вред. Общественные центры не перерегистрировались, сионистские организации уходили в подполье. Ленинградская еврейская религиозная община получила легальный статус 26 января 1925 года.
После смерти хасидского раввина Менделя Глускина в декабре 1936-го у общины не оказалось нового раввина. Главную синагогу пытались закрыть – не получилось. Тогда перестали работать все остальные молельные дома. Через два в городе не осталось ни одной еврейской общественной организации или школы.
В послевоенную эпоху, несмотря на контроль КГБ, синагога продолжала свою работу. К примеру, староста синагоги Гедалье Печерский организовал нелегальную систему помощи одиноким еврейским старикам. Хотя тогда посещение молельного дома молодыми людьми было уже достаточным поводом, чтобы исключить их из комсомола и институтов. Нелегальные кружки тем не менее продолжают работу.
Попытка угона летом 1970-го членами сионистской организации самолета из аэропорта Ржевка стала причиной арестов по всей стране. Однако тогда же появилась кратковременная возможность выезда в Израиль. «Отказники» же начали процесс «духовной Алии»: семинары, изучение иврита, еврейской истории, этнографии, краеведения, занятия в нелегальных воскресных школах.
В течение семи лет выпускался «Ленинградский еврейский альманах», распространявшийся по всей стране.
В 1975 году возникла художественная группа «Алеф», создавшая, в частности, детскую дошкольную прогулочную группу и ульпаны (учебные заведения для изучения иврита) для взрослых. Летом 1982-го состоялось первое заседание Организационного комитета Ленинградского общества по изучению еврейской культуры, из которого потом вырос Еврейский общинный центр.

Израиль
В марте 1987 года перед обкомом КПСС состоялся пикет «отказников», которые после этих событий начали получать разрешение на выезд на историческую родину. Репатриация продолжается и сейчас. Консультацию по этому вопросу можно получить и в представительстве посольства Израиля на Тверской улице, 8Б. Консул государства Израиль в Российской Федерации Болеслав Ятвецкий отвечает лично. Работает отдел репатриации в агентстве «Сохнут» (Рузовская ул., 2).
Количество российских евреев продолжает уменьшаться. Ведь у них есть право уехать не только в Израиль, но и в Германию, и кто знает, в каких еще странах мира у петербуржцев есть родственники?

Организации
Еврейская  диаспора учитывает  все стороны жизни соотечественников: от детских садов до похоронного бюро. Среди крупнейших еврейских организаций и общинных центров Петербурга – Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте, 2, Израильский культурный центр  (Тверская ул., 8Б), Общинный центр Санкт-Петербурга (улица Рубинштейна, 3), «ЕСОД» (Большая Разночинная ул., 25а) – здание, в котором расположены молодежная организация «Гиллель», благотворительная организация  «Хесед Авраам», детский сад «Адаин Ло», общинный центр «Маор» (Новолитовская ул., 7а).

Ребенок
В Петербурге находится семейный центр «Адаин Ло», при котором работают Новая еврейская школа на базе средней школы № 374, воскресная школа и спортивные секции. У «Адаин Ло» есть и другие программы – это студия еврейского танца, художественная школа, женский и молодежный клубы, детский вокальный ансамбль.
Восемь детских садов, расположенные не только в центре, но и на окраинах (к примеру, на Светлановском проспекте и улице Тельмана), дают возможность еврейским семьям воспитывать детей  в дружественной атмосфере.
Помимо этого в Петербурге функционируют детские сады «Ган Менахем» (набережная Мойки, 74)  и «Ган Хая-Мушка» (Новолитовская улица, 7А)

Образование
Некоторые из еврейских школ работают при обычных школах, как «Ерушалаим» (при школе № 274), другие – при общинных центрах (как начальная религиозная школа для мальчиков «Хэдер» при «Бейт-Хабаде») (улица Союза Печатников, 24). Классическая еврейская гимназия для девочек и для мальчиков, еврейская общеобразовательная  школа № 224, еврейская общеобразовательная школа «Менахем», международная школа общего образования № 550 «Шорашим» и несколько других – выбор есть. Работают и воскресные школы.
Люди постарше, пожелавшие приобщиться к национальной культуре, могут пойти на курсы иврита и идиша. Учат языку в Большой хоральной синагоге, «Бейт Хабаде», Израильском культурном центре, в агентстве «Сохнут», Общинном центре. Здесь же работают библиотеки с большой коллекцией книг, аудио- и видеоматериалов. А Петербургский институт иудаики давно уже стал домом не только для евреев, но и для тех, кто хочет стать филологом или историком.
В Израильском культурном центре проводятся встречи с известными деятелями культуры и искусства Петербурга и Израиля, художественные выставки, фотоэкспозиции, концерты. У молодежи есть возможность съездить в Израиль. Танцам учат в студии «Ритмы Израиля». При ИКЦ работает Союз спортивных клубов СНГ и Балтии «Маккаби».
В Еврейском общественном центре действуют музыкально-театральная студия «Киндер Йорн», клезмерский ансамбль «Кле-Земер», детская фольклорная студия «Нигун», клуб-лекторий «Еврейское наследие». Также ЕОЦ проводит фестиваль еврейской музыки «Клезфест в Петербурге», празднует Пурим и Хануку. Существует центр в основном на пожертвования, присылаемые из Америки. Интересен и Центр еврейских искусств и ремесел (Гатчинская улица, 22, кв. 33), где помимо кружков по рукоделию и искусству действует кукольный театр для школьников.

Религия
Но все же центром жизни диаспоры остается Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте, 2. Слово «синагога» в переводе с греческого означает «место собраний». Открывшаяся в 1893 году, она обошлась в 500 тысяч рублей золотом. Главным жертвователем стал барон Гинцбург. Здесь находится приемная главного раввина города Менахема-Мендела Певзнера и председателя общины  М.Д. Грубарга. В Большой хоральной синагоге проходят службы, проводятся свадьбы и обрезания, действует ряд благотворительных и образовательных программ.
Специализированное религиозное обучение ведется, в частности, в школе «При Ицхак»  (набережная Фонтанки, 112) и в Ешиве «Томхей Тмимим Любавич» при Центре еврейского образования (улица Союза Печатников, 24В).
У евреев есть собственный участок на Преображенском кладбище, появившийся в 1872 году. А при Синагоге работает похоронное бюро «Хевра Кадиша».

Пресса
При ЕОЦ работает газета «Ами» (это название в переводе означает «Народ мой»).
 Кстати, у питерских студентов-евреев есть организация  «Гилель» (Большая Разночинная, 25А, 3-й этаж), организующая не только молодежные лагеря, но и дискотеки, спортивные праздники, фестивали. Свои газеты есть у Синагоги («Коль Доди»), у Межрегиональной ассоциации хэсэдов России («Идуд Хасадим»). Важнейшим информационным органом еврейской общины является сайт www.jeps.ru, освещающий новости еврейского Петербурга, информирующий евреев Петербурга о еврейских мероприятиях и выражающий позицию еврейской общины по актуальным общественно-политическим вопросам.

   
Пища
Эта сторона жизни тоже не  обойдена вниманием. Кошерные продукты можно купить в магазинах при Синагоге и «Бейт-Хабаде». Популярностью пользуется кошерный ресторан «Лехаим» на Лермонтовском проспекте и ресторан еврейской кухни (некошерный)«Семь сорок» (Большой Сампсониевский проспект, 108).
Еврейская диаспора продолжает давать фору  многим общинам по активности. Она помогает соотечественникам получать образование, находить работу, а главное – поддерживать духовную связь со своим народом. Если бы все петербургские этносы следовали этому примеру.

Праздники
Веселиться предписано во все праздники, кроме Йом Кипура и постов. Даже семидневный траур по умершему будет перенесен на следующий за праздником день. Все еврейские торжества начинаются вечером с заходом солнца. Обязательна оживленная трапеза и всеобщее собрание для совершения праздничных церемоний и богослужения.

Праздник Пурим отмечается в память спасения евреев, изгнанных в Персию от гнева местных фаворитов. На Пурим готовится треугольное печенье оменташи, начиненное маком.
Об исходе из Египта напоминает Песах, известный тем, что еще до него в доме ликвидируется или продается все квасное, включая макароны, печенье, алкоголь. А найденное во время «проверки хамеца», которую устраивают перед праздником– сжигается. Вместе этого едят знаменитую мацу.
Йом-Кипу́р, судный день − день поста, покаяния и отпущения грехов. Запрещены не только работа, но и прием пищи, питье, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и супружеские отношения
Но самый известный еврейский праздник, безусловно, Ханука, на который давно уже приходят представители и других национальностей. Вкратце напомним историю праздника. Очистив Иерусали́мский храм от греческих захватчиков, повстанцы во главе с Иехудой Маккавеем нашли только один маленький кувшинчик масла, чтобы зажечь менору (храмовый светильник) и освятить Храм. Его должно было хватить на один день, но случилось чудо – светильник горел целых восемь дней. За это время успело приготовиться новое чистое масло.

Заметим, что в еврейском календаре целых четыре  Новых года! Произошло это потому, что издревле у этого народа существовало несколько годичных циклов, отсчет которых начинался от определенных дат.  К тому же у  евреев принято считать праздничным каждый первый день месяца – Рош Ходеш. И, конечно, всем известен Шаббат, о котором в Торе сказано: «Помни день субботний и чти его: шесть дней работай и завершай все дела свои, а в седьмой  − все дела делай только для Бога».

 

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.