Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Из истории фейерверков в Петербурге

Традиция праздничных фейерверков в ПетербургеПо какому только поводу нынче не палят из пушек «потешными огнями»! И по случаю победы футбольной команды, и в честь подписания выгодного контракта, и в знак примирения между супругами или политическими партиями, и по поводу открытия еще одного салона красоты. Но помимо частных и корпоративных торжеств существует и всеми любимый праздник, когда всеобщее ликование выливается в нескончаемый фейерверк.  Речь о новогоднем фейерверке.      

Традиция праздничных фейерверков в Петербурге сложилась еще при Петре I. По свидетельству историка, «Государь все торжества и фейерверки отправлял на площади» перед Троицкой пристанью (с тех пор и повелось освещать небо огнями в районе Петропавловской крепости).  Зрелище, надо сказать, было не чета нынешнему. В небе «выжигали» картины с башнями и крепостными стенами, с лесами и водопадами, «восстанавливали» в огне эпизоды памятных баталий. Фейерверки имели и воспитательное значение: благодаря им в памяти народа можно было сохранить то или иное событие. Фейерверки обыкновенно сопровождались музыкой, пальбой, колокольным звоном, криками «ура!» и бросанием в воздух чепчиков.

Первым, говоря нынешним языком, продюсером вечеров с фейерверками был сам царь (Петру I принадлежит и честь изобретения многих пиротехнических составов, огней, сюжетов фейерверков), а в постановке этих ярких зажигательных мероприятий впоследствии участвовали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков.

Во время правления Анны Иоанновны, в 1733 году, иллюминации с фейерверком проводились в Петербурге 1 января, 28 января (день рождения императрицы) и 28 апреля (день коронации). Англичанка Э. Джастис, побывавшая тогда в Петербурге, писала: «Ежегодный расход на это составляет 50 тысяч фунтов. Перед дворцом всегда ставят особую фигуру, замечательно красивую… В те же ночи русские запускают перед дворцом очень красивые ракеты и огненные шары. Все это несравненно и не может быть превзойдено».

Фейерверку нередко предшествовала иллюминация, когда дома украшались лампами и фонарями с разноцветными огнями и зажигались огни в окнах. Фейерверк начинался через час после зажжения иллюминации и продолжался чуть менее часа. Очевидец швед К. Р. Берк свидетельствовал: «Фейерверк всегда устраивается на Неве перед двором – зимой прямо на льду, а летом на плоскодонных судах с помостом. Плоские фигуры – аллегории, изображаемые цветными фитильными огнями и поднимаемые вверх на тонких досках, а также обелиски, каскады и т. д. весьма живописны, но еще большее внимание зрителей привлекают полые шары, букеты и ракеты, которые разрываются не один за другим, а сотнями, и чувствуешь себя почти как на Этне. Ракеты с шестами весят порой по два пуда… Пока еще никого не убило падающими шестами от ракет; это побудило ее величество приказать артиллеристам либо впредь не приходить с ракетами, либо делать их такими, чтобы они не поднимались настолько высоко, что при падении могли покалечить».   

Кое-кто из артиллеристов задумался, а один из них взял да написал книгу под следующим названием: «Довольное и ясное показание, по которому всякий сам собою может приготовлять и делать всякие фейерверки и разные иллюминации, сочинил артиллерии майор Михайло Данилов» (Москва, 1783 год).     

Опытный фейерверкер, Данилов нашел-таки нужные слова для описания того, что же такое настоящий фейерверк. Эти слова, дабы уразуметь их смысл, хочется перечитывать снова и снова:

«Фейерверк, имея в виду, что его художество недолгое время показывает свои предметы, должен дорожить толь скоро преходящими действиями и применяясь ко образу мыслей зрителей, по политическим и гражданским связям, избирать то мгновение предмета, какое выразить может его искусство так, чтобы вдруг можно было оное обозреть и чтобы все занимая и привлекая зрение которого, удовлетворяло вместе и уму, все бы согласовывалось и соответствовало цели и даже последняя ракета была пущена во время, дабы не отвлечь собою напрасно взора зрителей; одним словом фейерверкер должен изобразить торжество так, чтобы всякий, будучи от оного в полном удовольствии, умственно мог себе представить не только повод и начало, но если возможно и всю историю торжества».     

Власти меж тем стремились поставить под контроль не только производство пиротехнических изделий, но и проведение фейерверков.    Была учреждена специальная военная лаборатория, в которой любой желающий мог заказать нужное ему количество пиротехники и – главное − специалистов для проведения фейерверка. В начале XIX века петербургским комендантом А.А. Аракчеевым было разработано «Положение о фейерверках» и предложены более 70 различных комбинаций рисунков в небе, наверное, особо приглянувшихся сановнику.

Но проведение фейерверков становилось все более доступным частным лицам. Так, приобретя книжку некоего Ф. Челеева «Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней, фейерверками именуемых...», можно было и запустить ракету самостоятельно, что жители нашего города с переменным успехом делают до сих пор.  

Меж тем самые разнообразные фейерверки, пусть и не такие пышные, как при Петре, стали к тому времени составной частью разного рода торжеств и устраивались без всяких «наставлений о составлении» в процессе народных гуляний, под музыку военных оркестров. Во времена Екатерины II в Петров день в Петергофе проходили массовые гулянья с фейерверками.  

В Петербурге палили, например, в Александров день, 30 августа (тезоименитство, то есть именины императора Александра II и наследника-цесаревича, будущего Александра III, хотя и другие российские императоры, разумеется, не раз становились свидетелями салютов в свою честь).

Фейерверки устраивались и зимой, и летом. Народное гулянье 27 июля обязательно завершалось фейерверком. Собственно, фейерверк и составлял главный интерес этого гулянья. На Елагин остров, к вечеру, стекалась огромная масса публики. С Елагина фейерверк видно лучше – устраивался же он на противоположном берегу Крестовского острова. Хорошо он был виден и с реки, поэтому вся Средняя Невка покрывалась целой флотилией яликов и шлюпок. Далее, по описанию историка Петербурга Вл. Михневича, происходило следующее (дело происходило в конце 1870-х годов): 

«Вдруг в серебристом сумраке петербургской летней ночи взвилась шипящим огненным змеем ракета и гулко хлопнула в вышине, рассыпавшись букетом разноцветных звезд… Толпа вздрогнула, смолкла и застыла, как один человек. За первой ракетой взвилась другая, третья… Целая мириада огней, в разнообразном картинном сочетании, попеременно вспыхивает и сияет, среди далеко разносящегося треска взрывов, и наконец, в заключение, раздается оглушительный залп так называемого «павильона»: несколько тысяч ракет, бураков и римских свечей исполинским огненным каскадом сразу взлетает кверху, ярко озаряя всю окрестность, и разряжается учащенной пальбой. Возбужденная этим зрелищем толпа заколыхалась, и из тысяч грудей полилось дружное «ура»… Этим праздник и кончается».        С начала ХХ века фейерверки обычно сочетались с артиллерийским салютом. Слово «салют» пришло на смену слову «фейерверк» и в советское время. Салюты в СССР были, впрочем, большой редкостью и устраивались в годовщины победы в Великой Отечественной войне и годовщины революции 1917 года. Один из самых мощных фейерверков ХХ столетия в Европе прозвучал в Ленинграде 27 января 1944 года в день снятия блокады. Он продолжался непрерывно несколько часов. Грандиозные фейерверочные представления организовывались в Ленинграде к 50-летию Советской власти (1967 год), к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина (1970 год), к 50-летию образования СССР (1972 год). Для этих, как тогда говорили, мероприятий в пиротехнических лабораториях разрабатывались новые фейерверочные составы и изделия. 

В Новый год салютов в Ленинграде не было до конца минувшего столетия. Фейерверки – с помощью бенгальских огней – устраивались дома. Но огонь – стихия, которую долго не удержишь в четырех стенах (правда, еще неизвестно, какой способ тушения палочки бенгальского огня лучше: в пустой бутылке из-под шампанского или в сугробе). И несколько лет назад, когда стало возможно все, на берегах Невы возобновилась новогодняя канонада, причем палить стали во всех районах, кварталах и дворах одновременно. 

Секрет праздничного фейерверка привез в Европу в XIII веке знаменитый путешественник Марко Поло из Китая. В наши дни и в Китай ездить не нужно, чтобы обзавестись целым арсеналом взрывающихся разноцветных огней, – их можно купить в магазине игрушек по игрушечным ценам. Фейерверкером нынче может стать всякий. Автор первого в мире руководства по устройству фейерверков итальянец В. Берингуччи писал в начале XVI века: «Фейерверк длится не дольше, чем поцелуй возлюбленной, зато обходится дороже, чем содержание любовницы». Высказывание уже давно не актуально: фейерверки нынче длятся столько, сколько душе угодно, и обходятся (говорят) куда дешевле, чем содержание любовницы.

В Петербурге еще несколько лет назад в Петропавловской крепости, привыкшей к грохоту пушек, стали устраиваться международные фестивали фейерверков под названием, естественно, «Прометей». Но главным городским фейерверком утвердился новогодний, учрежденный предусмотрительным Петром I. Это по его повелению Новый год в России стал начинаться 1 января, и завершались тогда новогодние празднества фейерверком, который, несомненно, притягивал в силу своей яркости и желания приобщиться к празднику значительное число горожан. Традиция отмечать Новый год фейерверком оказалась очень устойчивой и распространилась далеко за рамки Петровской эпохи, продолжая существовать до сих пор.     

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.