Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Не уехавшие

Евреи появились в России вопреки законам Московской Руси, запрещавшим им въезжать на территорию государства. Не то чтобы они сюда сильно стремились. Однако без них история Петербурга и империи оказалась бы совсем другой.

Против правил
К примеру, первым начальником петербургской полиции стал потомок португальских крещеных евреев Антуан Девиер, а вице-канцлер Петр Павлович Шафиров был крещеным евреем. Сама Екатерина II впустила евреев на территорию Россию, присоединив к нему Крым, Литву, Польшу и Волыни. А это значит − восточно-европейских евреев-ашкеназов, а также евреев-караимов и горских евреев. При этом им разрешалось жить только на прежних местах. Во внутренние губернии ход был закрыт. Отсюда и известное выражение − «черта оседлости». Но ведь и евреям надо было ездить в столицу по служебной надобности! В комиссии по управлению евреями были привлечены другие евреи. И они закрепились в столице.
К 1780 году в Петербурге существовала еврейская община. В 1802-м у нее появился свой участок в лютеранской части Волковского кладбища (за каждого покойника выплачивалось по 10 рублей). В 1828-м евреев стали призывать в армию, появились питерские солдатские общины. Отставникам разрешили остаться в городе. Также право на жительство стараниями главы общины Евзеля Гинцбурга получили купцы 1-й гильдии, ремесленники, а также люди, получившие высшее образование.
Кем работали тогда петербургские евреи? Вот вам простая статистика: каждый пятый врач, присяжный поверенный и фотограф, каждый второй дантист, каждый третий печатник, более двух третей аптекарей, часовщиков и торговцев – это герои нашей статьи.
В 1869-м правительство дало разрешение на строительство Большой хоральной синагоги. Чуть раньше еврейские семьи начинают приглашать в городе раввинов. Появляются периодические издания. «Брокгауз и Ефрон» в 1908–1913 годах выпускают совместно с Обществом для научных еврейских изданий «Еврейскую энциклопедию» в 16 томах. Тогда же появляются Еврейское историко-этнографическое общество, Общество еврейской народной музыки, Еврейское историко-литературное общество, Еврейское общество поощрения художеств, Еврейское театральное общество и другие еврейские научные и культурные общества.

Век ХХ
Февральская революция 1917 года – это еще и указ об отмене всех национальных и вероисповедных ограничений. А значит, и черты оседлости. Подписанный 20 марта в канун праздника Песах, он казался подлинным концом рабства.
Октябрь не был поддержан еврейством. Несмотря на то, что на руководящих постах также оказались некоторые из их соотечественников, евреи-большевики принесли им только вред. Общественные центры не перерегистрировались, сионистские организации уходили в подполье. Ленинградская еврейская религиозная община получила легальный статус 26 января 1925 года.
После смерти хасидского раввина Менделя Глускина в декабре 1936-го у общины не оказалось нового раввина. Главную синагогу пытались закрыть – не получилось. Тогда перестали работать все остальные молельные дома. Через два в городе не осталось ни одной еврейской общественной организации и школы.
В послевоенную эпоху, несмотря на контроль КГБ, синагога продолжала свою работу. К примеру, староста синагоги Гедалье Печерский организовал нелегальную систему помощи одиноким еврейским старикам. Однако тогда посещение молельного дома для молодежи было уже достаточным поводом, чтобы исключить их из комсомола и институтов. Нелегальные кружки тем не менее продолжают работу.
Попытка угона летом 1970-го членами сионистской организации самолета из аэропорта Ржевка стала причиной арестов по всей стране. Однако тогда же появилась кратковременная возможность выезда в Израиль. Отказники же начали процесс «духовной Алии»: семинары, изучение иврита, еврейской истории, этнографии, краеведения, нелегальные воскресные школы.
В течение семи лет выпускался «Ленинградский еврейский альманах», распространявшийся по всей стране.
В 1975 году возникла художественная группа «Алеф», создавшая, в частности, детскую дошкольную прогулочную группу и ульпаны (учебные заведения для изучения иврита) для взрослых. Летом 1982-го состоялось первое заседание Организационного комитета Ленинградского общества по изучению еврейской культуры, из которого потом вырос Еврейский общинный центр.

Израиль
В марте 1987 года перед обкомом КПСС состоялся пикет «отказников», которые после этих событий начали получать разрешение на выезд на историческую родину. Репатриация продолжается и сейчас. Консультацию по этому вопросу можно получить и в представительстве посольства Израиля на Тверской улице, 8Б. Консул государства Израиль в Российской Федерации Болеслав Ятвецкий отвечает лично. Работает отдел репатриации в агентстве «Сохнут» (Рузовская ул., 2). Правовую помощь при выезде оказывает благотворительный фонд «Возвращение» − репатриация в этом случае проходит через Финляндию. 
Количество российских евреев продолжает уменьшаться. Ведь у них есть право уехать не только в Израиль, но и в Германию, а кто знает, где еще есть у петербуржцев родственники по миру?

Организации
Чему поражаешься, исследуя жизнь диаспоры, – насколько сильное внимание она уделяет всем сторонам жизни соотечественников. Есть практически все – от детских садов до похоронного бюро. 
При этом среди организаций выделяются три – в их помещениях расположено большинство других. Это Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте, 2, Израильский культурный центр (улица Тверская ул., 8Б) и Общинный центр Санкт-Петербурга (улица Рубинштейна, 3).

Ребенок
В Петербурге находится семейный центр «Адаин Ло», при котором работают Новая еврейская школа на базе средней школы № 374, воскресная школа, секции по занятию аэробикой, баскетболом, ушу и другими видами спорта. У «Адаин Ло» есть и другие программы – это студия еврейского танца, художественная школа, женский и молодежный клубы, детский вокальный ансамбль.
Восемь детских садов, расположенные не только в центре, но и на окраинах (к примеру, на Светлановском проспекте и улице Тельмана), дают возможность еврейским семьям воспитывать своих чад в дружественной атмосфере.
Помимо этого в Петербурге функционируют детские сады «Ган Менахем» (набережная Мойки, 74)  и «Ган Хая-Мушка» (Новолитовская улица, 7А)

Образование
Некоторые из еврейских школ работают при обычных школах, как «Ерушалаим» (при 274-й), другие – при общественных центрах (как начальная религиозная школа для мальчиков «Хэдер» при «Бейт-Хабаде» (улица Союза Печатников, 24). Классические еврейские гимназии для девочек и для мальчиков, еврейская общеобразовательная  школа № 224, международная школа общего образования № 550 «Шорашим» и несколько других – выбор есть. Работают и воскресные школы.
Люди постарше, пожелавшие приобщиться к национальной культуре, могут пойти на курсы иврита и идиша. Учат языку в «Бейт Хабаде», Израильском культурном центре, в агентстве «Сохнут», Общинном центре. Здесь же работают библиотеки с большой коллекцией книг, аудио- и видеоматериалов. А Петербургский институт иудаики давно уже стал домом не только для евреев, но и для тех, кто хочет стать филологом или историком.
В Израильском культурном центре проводятся встречи с известными деятелями культуры и искусства Петербурга и Израиля, художественные выставки, фотоэкспозиции, концерты. У молодежи есть возможность съездить в Израиль для ознакомления. Танцам учат в студии «Ритмы Израиля». Существует даже проект «Перелетные птицы не знают границ» по изучению миграции  птиц, пересекающих территорию государства Израиль. При ИКЦ работает Союз спортивных клубов СНГ и Балтии «Маккаби».
В Еврейском общественном центре действуют музыкально-театральная студия «Киндер Йорн», детский клезмерский ансамбль «Кле-Земер», детская фольклорная студия «Нигун», клуб-лекторий «Еврейское наследие». Также ЕОЦ проводит фестиваль еврейской музыки «Клезфест в Петербурге», празднует Пурим и Хануку. Существует центр в основном на пожертвования, присылаемые из Америки. Наши российские бизнесмены не уделяют должного внимания таким учреждениям.
Интересен и Центр еврейских искусств и ремесел (Гатчинская улица, 22, кв.33), где помимо кружков по рукоделию и искусству действует кукольный театр для школьников.

Религия
Но все же центром жизни диаспоры остается Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте, 2. Слово «синагога» в переводе с греческого означает «место собраний». Открывшаяся в 1893 году, она обошлась в 500 тысяч рублей золотом. Главным стал барон Гинцбург. Здесь находится приемная главного раввина города Менахема-Мендела Певзнера и председателя общины Марка Грубарга. А также столовая и даже компьютерный класс.
Специализированное религиозное обучение ведется в частности в школе «При Ицхак»  (набережная Фонтанки, 112) и в центре еврейского образования «Ешива Томхей Тмимим Любавич» (улица Союза Печатников, 24В).
У евреев есть своя половина территории на Преображенском кладбище, появившаяся в 1874 году. А при синагоге работает похоронное бюро «Хевра Кадиша».

Пресса
При ЕОЦ работает газета «Ами» (что означает «Народ мой»). А при нем молодежное приложение «Некуда». Кстати, у питерских студентов-евреев есть организация  «Гилель» (Большая Разночинная, 25А, 3-й этаж), организующая не только молодежные лагеря, но и дискотеки, спортивные праздники, фестивали. Свои газеты есть у Синагоги («Коль Доди»), у Межрегиональной ссоциации хэсэдов России («Идуд Хасадим»).

Пища
Не обойдена вниманием и такая важная сторона существования, как питание. Кошерные продукты можно купить в магазине при синагоге и «Бейт-Хабаде».
Популярностью пользуется ресторан «Лехаим» в Лермонтовском переулке, «Семь сорок» (Большой Сампсониевский проспект, 108) и «Шалом» (улица Коли Томчака, 8), при котором работает комбинат кошерного питания «Эшель-Эли».

Оставшиеся?
Согласно переписи 2002 года, в Петербурге проживают 36 600 евреев. Это менее одного процента. Большинство из них – пенсионеры; подросток – только каждый 25-й. При этом две трети всех петербургских евреев уже получили образование или занимаются этим. А значит, большая часть работоспособного населения уже находится за границей. И даже при ухудшении дел в Израиле они вряд ли вернутся в Россию. Есть Америка, Евросоюз – куда более предпочтительные места жительства. Малочисленность общины ведет за собой и ассимиляцию, максимальную открытость, формальный интерес к религии.
Однако еврейская диаспора продолжает давать фору другим общинам по активности. Она помогает соотечественникам получать образование, находить работу, а главное – поддерживать духовную связь со своим народом. Если бы все петербургские этносы следовали этому примеру!

Радиф КАШАПОВ

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.