Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Открытка на рождество

Открытка на рождествоПервая поздравительная рождественская открытка появилась в России в 1898 году – довольно поздно, если соотносить этот факт со временем появления  европейской рождественской открытки. А точнее – разрисованной карточки, которую в 1795 году английский художник Добсон разослал своим друзьям. На этой картинке было изображено семейство, сидящее возле рождественской елки, за праздничным столом. Но картинка Добсона была скорее удачным подарком художника, первая же официально утвержденная почтовая открытка, еще не иллюстрированная и называвшаяся «корреспондентская карточка», появилась в Европе только в 1869 году. Причем отцом идеи считается вовсе не Добсон, а профессор экономики, австриец Эммануил Герман.

Дата появления первой российской почтовой открытки – 1 января 1872 года, а дата появления первой иллюстрированной открытки – их тогда называли «артистические карточки» – 1895 год. Лишь в 1897 году в России появилась первая иллюстрированная поздравительная открытка (она была посвящена празднику Пасхи) и, наконец, к новому 1898 году  «Общиной св. Евгении» была выпущена первая поздравительная открытка на Рождество. С этого момента история российской иллюстрированной открытки оказалась связанной с деятельностью этой Общины, официально называвшейся «Попечительным комитетом о сестрах милосердия Русско-турецкой войны». Надо сказать, это было знаменательным для истории русской открытки моментом.

Община, образованная в 1882 году (ее попечительницей была внучка императора Николая I принцесса Евгения Ольденбургская), вела деятельность не только попечительскую, но и просветительскую. Она обзавелась издательством и стала активно издавать книги (среди которых богато иллюстрированные издания классиков, альбомы с видами Петербурга), а с 1898 года стала выпускать иллюстрированные открытки. Именно общине принадлежит идея выпуска художественных открыток-репродукций с картин известных художников, а также специально для этого случая сделанных художниками рисунков и акварелей. Сотрудничали с Общиной св. Евгении такие художники, как Иван Билибин, Лев Бакст, Александр Бенуа, Елизавета Бем, Мстислав Добужинский, Константин Сомов – по большей части художники объединения «Мир искусства». Многие их работы появились именно на открытках общины, для «мирискусников» очень удобен оказался малый формат, да к тому же открытка была удобным способом пропаганды произведений. Издательство воспроизводило даже этюды к картинам (например, И.Е. Репина, К.Е. Маковского), и о некоторых из них, ныне утерянных, можно судить теперь только по этим открыткам. Художников особенно привлекало качество полиграфического исполнения.

Благодаря деятельности общины, состоящей, как известно, почти исключительно из женщин, рождественская открытка стала таким праздничным, таким светлым, таким красочным явлением. Женщины и дети почти непременно присутствуют в рождественских открытках общины, и в этом нет ничего удивительного. Что касается детских образов, здесь общине повезло с художницей. Детские головки Елизаветы Бем быстро стали любимы и желанны чуть ли не в каждой семье. Никто не создал столько разнообразных, полных юмора и тепла детских сцен и образов, как первая профессиональная русская художница Елизавета Меркурьевна Бем – разве что знаменитая в начале XIX века француженка Э. Виже-Лебрен, хотя она уступает Бем и в разнообразии сюжетов, и в юморе, и в задушевности, а порой и во вкусе. Бем окончила школу при Императорском обществе поощрения художников, брала уроки у И.Н. Крамского и не раз награждалась медалями на выставках и от Академии художеств за серии рисунков из жизни детей, из жизни животных, за семейные сюжеты. Бем была членом Петербургского дамского кружка, где неоднократно устраивались ее выставки. Она много лет сотрудничала с Общиной святой Евгении, ее работы на открытках были одними из самых красочных и интересных – и потому весьма популярными у публики.

Вслед за Общиной святой Евгении рождественские открытки стали выпускать многие издательства. Рождественскую и новогоднюю открытки рекламировали известные журналы конца XIX – начала XX века. Одним из первых здесь был известный журнал «Нива», поместивший рекламу открыток в 1899 году. А продолжили это начинание сами производители открыток. Так, Община святой Евгении в начале 1904 года начала издавать журнал «Открытое письмо» – иллюстрированную хронику открыток.

Но вернемся к истории рождественской открытки.       

Почему подобная открытка появилась у нас так поздно, сказать уже никто не возьмется. Собственно, это какая-то странная российская традиция – вечно опаздывать. Давным-давно, казалось бы, празднуют в России Новый год, а на самом деле − только с 1700 года. Тогда Петр I своим указом повелел вести отсчет года с 1 января, а не с 1 сентября, как было раньше, и таким образом празднование Нового года почти слилось с праздником Рождества Христова. Этот праздник отмечался в декабре, и отмечался всегда очень пышно. Потому и Новый год стал у нас таким веселым и таким пышным праздником. Но рождественская елка пришла к нам лишь в 1840-е годы (хотя в Европе была известна давно), а традицию украшения елки мы переняли от немцев (естественно, елка стала и «новогодним деревом»). А чтобы появились новогодние и рождественские открытки, должно было, как видим, пройти еще полвека.

Рождество и Новый год постоянно связаны с женской темой. Не только потому, что это традиционный рождественский сюжет – Дева Мария, склонившаяся над яслями новорожденного Христа, Иосиф за ее спиной, − но и потому, что это еще и семейная сцена. Рождество, Новый год всегда были праздником уютных домашних комнат и собравшейся вместе семьи. Рождество не отмечали такими массовыми народными гуляньями и уличным весельем, как, например, Пасху или Масленицу. И, конечно, главной хранительницей семейного очага была женщина: мама в хороводе с детьми возле елки, мама аккомпанирует на рояле поющим у елки детям – привычные сюжеты рождественских открыток.

Кстати, о поющих детях. Известную песенку «В лесу родилась елочка»  сочинила Раиса Адамовна Кудашова, она была детской учительницей и поэтессой-любительницей и сочинила эту песенку для своей дочки. Мелодию к песенке написал ее знакомый – агроном и музыкант-любитель Леонид Кириллович Бекман, а аранжировала ее для фортепиано его супруга – знаменитая пианистка Елена Александровна Бекман-Щербина. В 1906 году Кудашова вместе с Бекман-Щербиной издала сборник «Верочкины песенки», в нее вошла и песенка «В лесу родилась елочка». Может быть, и не совсем случайно 90-летие рождественской открытки почти совпало со 100-летием очаровательной рождественской песенки, столь любимой до сих пор и столь популярной и сейчас среди «молодежи младше восьми лет».

Открытка на рождествоРождественские открытки – как и вообще иллюстрированные поздравительные открытки – очень быстро завоевали популярность у публики. Наверное, ни в какие другие сюжеты не было вложено издателями и художниками столько тепла, любви, фантазии. Поздравительные открытки все нарядны – это их родовое свойство. Открытки  выполнялись фотоспособом, способом литографии (печать с вырезанного на камне рисунка), способом шелкографии (печать на наклеенном на бумагу шелке). Для открыток изготавливалась специальная бумага, открытки украшали нарисованным и даже настоящим бумажным кружевом – старались как могли. Открытки бывали и штучные – рисовались от руки и не на бумаге, а, скажем, на лубе или коре дерева. Такие стоили дорого. Но вообще открытки не были дорогим товаром – цветные стоили 10 копеек, черно-белые – 5 копеек. Сюжеты рождественских открыток отличались от сюжетов открыток новогодних. Если рождественская была торжественна, то новогодняя – озорна, шаловлива. Но красиво украшенная елка была гостьей и там, и там. И там, и там частым гостем был любимый детьми Дед Мороз с мешком подарков – неудивительно, ведь традицию дарить детям подарки на Рождество приписывают св. Николаю Мирликийскому, покровителю детей, жившему более полутора тысяч лет назад. Еще рождественские и новогодние открытки объединяет музыка. Рождественские ангелы и ангелочки нередко держат в руках скрипки или мандолины, играют на виоле или маленькой арфе; и мамы, и папы на новогодних открытках часто изображаются сидящими за фортепиано или со скрипкой в руках. А вот символы на открытках использовались разные. На новогодних любили изображать знаки благополучия и достатка: денежные мешки с обозначением вложенной в них суммы – «5000 рублей», «100 000 рублей», либо свинюшек-копилок, приносящих счастье слоников, трубочистов, золотые монеты и подковы. Были и «зашифрованные» символы-пожелания – игральная кость (счастливого случая!), пароход или дирижабль (веселых путешествий!), морской якорь (надежды на лучшее!), очки (острого взгляда!). Картинки говорили сами за себя, издатели избегали «сусальных» текстовых пожеланий. А на рождественских от¬крытках обычны были религиозные символы: Вифлеемская звезда, колокола, свечи, ангелы… Надписи на всех открытках были, как правило, краткие: «С Новым годом»!» или «С Рождеством Христовым!». Нередко сюжеты рождественские и новогодние объединялись – ведь и в сознании людей эти два праздника незаметно соединились в одно целое.

Спрос на рождественские открытки уже в начале 1900-х годов был так велик, что не справлявшиеся с ним торговцы в дополнение выписывали открытки из-за границы. Это при том что в России такие открытки выпускались тиражами по 10 000−12 000 экземпляров, да и разнообразие видов было велико. Например, Община святой Евгении только к 1899 году выпустила около 200 видов рождественских открыток. Рождественская открытка с самого начала попала в умные и добрые руки, она несла добро и радость, она рассказывала о красоте мира – рассказывала и детям, и взрослым.

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.