Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

«Домашние и дикие» 4 марта — 31 марта

Эта выставка про животных. Ее подзаголовок «Анималистика в русском искусстве XVIII-XX веков» внятен, но не слишком точен — произведений чистого анималистического жанра на этой выставке и половины не наберется. Русское искусство изображениями животных вполне обеспечено, но топ-фигур, подобных Айвазовскому в маринистике, ради которого, если бы такого жанра не было, следовало бы срочно выдумать, Россия не дала. Однако это не повод, чтобы отказать анималистике в большой монографической экспозиции, которая покрыла бы все и вся и доказала бы любовь нашу и наших художников к братьям меньшим.

Объяснить, как именно собрана эта выставка, легче всего на примерах из жизни шедевров не нашего, западного искусства, которых, понятное дело, на выставке не будет. По формуле, предлагаемой Русским музеем, на подобную выставку должны были попасть Дюрер (за «Зайчика»), Рембрандт (за «Слона»), Пизанелло с его «Обезьяной», Брейгель с собаками у ног охотников в «Зиме», рубенсовские псы и львы в сценах охоты и даже Дега, виконт Лепик которого пересекает площадь Согласия не только с двумя девочками, но и с собакой. То есть выставка не только и не столько о жанре как таковом, но и о бытовании животных в пространстве произведения искусства на примере отдельно взятой культуры отдельно взятой страны. Таким образом, на выставку в Русском попадают не только ранние «Собака Екатерины II» Рота, «Левретка» Рашета, «Раненая лошадь» Орловского или классика жанра в виде разнообразнейших коней Клодта, жертв и героев охот Либериха, «звериных портретов» Обера, но и рамы с изображениями животных к портретам Репина или Брюллова, медали, содержащие анималистические мотивы, и даже Филонов с Малевичем, которые в склонности к анималистике замечены никак уж не были, но собаку и корову в своих композициях сочли возможным написать.

История русской анималистики в принципе похожа на историю русского искусства вообще. XVIII век — подражательный и ученический, XIX переломан надвое демократическим реализмом и смещением жанровой иерархии, а ХХ — собственно первый, когда мы то впереди планеты всей, то позади, но уж точно очень оригинальны и мало на кого похожи. Первые лица русской анималистики почти все пришлись именно на ХХ век. Василий Ватагин смешал звериный анатомический театр, уроки рисования и наблюдения натуралиста в забавнейшем коктейле, результатом которого стали и иллюстрации к научной литературе, и самостоятельные художественные произведения. Ученик Серова Иван Ефимов, даром что сам был прекрасный рисовальщик да еще отметился ударной работой по реализации плана монументальной пропаганды, породил целую гору собственных и своих последователей анималистических пепельниц, чернильных приборов, икорниц и селедочниц. Не последнее место в переработке образов животных под нужды советского быта занимал и Евгений Чарушин. Всем поголовно детям он знаком как автор наисладчайших собачек и птичек, но кроме того он — один из наиболее интересных мастеров «анималистического фарфора». Дальше — больше (выставка доводит нас до 1990-х), но уже менее интересно. Собственно, здесь можно было бы и остановиться: ничего оригинальнее фарфора и детской книжной иллюстрации в этом жанре в русском искусстве пока придумано не было. Русский музей останавливаться не любит и главным достоинством любой экспозиции считает ее переизбыточность. С этим согласиться трудно, но приходится. В конце концов, всегда можно смотреть не все, а только самое интересное.

 

Русский Музей
тел. 314 34 48, 595 42 48, Инженерная, 2,

м. Невский проспект

 

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.