Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Рифы семейного бизнеса

 

Семейный бизнес существовал всегда. Пожалуй, с этим фактом трудно поспорить. Больше половины нынешних российских компаний изначально создавались как небольшие семейные фирмы. Во многих из них принцип семейственности и по сей день остается на первом месте. Такой подход к делу объясняется, прежде всего, необходимостью полного доверия к тем, с кем ты работаешь. А кому доверять как не ближайшим родственникам?! Правда, и родственники бывают разные. Тем обиднее и больнее становится, когда при разделе общей собственности и банковского счета родные по крови люди становятся заклятыми врагами. Раз и навсегда.

Плюсы фамильного предприятия Известно, что прочные родственные связи оказывают компании неоценимую услугу. Родственники — это… родственники, то есть проверенные годами люди. Зная сильные стороны близкого человека, можно делегировать ему ряд полномочий, учитывая слабые — не требовать головокружительных результатов. В период становления или кризиса компании только родственники могут долгое время работать либо без заработной платы вообще, либо за сравнительно небольшие деньги. В трудные моменты жизни компании члену семьи не придет в голову требовать повышения зарплаты или устраивать бойкот.

В отличие от бразильских сериалов в российских семейных фирмах крайне редко встречается «предательство общего дела». Риск того, что близкий вам человек уведет клиентов или подставит фирму, минимален. Фирма-то семейная. К тому же в таких компаниях очень высок и уровень моральной ответственности руководителя. В то время как в «обычной» фирме руководителю ничего не стоит закрыть отдел или резко сократить штат, в семейной компании даже во время кризиса, как правило, стараются всех обеспечить работой.

В качестве неоспоримого достоинства семейного бизнеса можно еще назвать и корпоративную культуру такого предприятия. Традиции, поведение, формальные и неформальные отношения сослуживцев достаточно стабильны. В «обычных» же компаниях конфликты и текучесть кадров могут возникнуть из-за отсутствия какой-либо корпоративной культуры или неприятия ее отдельными членами коллектива.

Из зарубежного опыта Семейные предприятия составляют значительную, если не большую, часть малого бизнеса. Отечественный дореволюционный и обширный зарубежный опыт дают массу примеров успешных компаний, начинавших свой путь как «семейная» торговая марка (вспомните хотя бы такие, как «Форд» или «Давыдофф»). Исследователи обнаружили, что 68% малых предприятий на Западе составляют именно семейные.

Ротшильды, например, не являются ни самой древней, ни самой богатой европейской фамилией. Однако это имя, блеск которого, кажется, вполне естественно сочетается с огромным фамильным богатством. Вот уже более двух веков при упоминании Ротшильдов воображение рисует образ на редкость удачливого финансиста. И хотя не все финансовые операции этого клана можно причислить к успешным (случались и крупные потери) Ротшильды по сей день остаются влиятельными игроками на мировых финансовых рынках и, судя по всему, не собираются уходить на покой, довольствуясь воспоминаниями о своем прошлом.

В современной России семейный бизнес пока что находится в стадии развития, хотя его история берет начало еще с XIX века, когда появились крупные артели ремесленников, передававших дело от отца к сыну.

Создание семейных кланов — процесс долгий и сложный, ветви фамильного древа непрерывно разрастаются, экономические, деловые и семейные отношения смешиваются и переплетаются. При этом очень важно сохранять не только прочные деловые связи, но и добрые родственные отношения. Несмотря на явные плюсы подобных предприятий, всегда есть риск. Совместный бизнес с родственниками и борьба за лидерство могут погубить семью, а выяснение семейных отношений — бизнес. Поэтому, когда совладельцами бизнеса являются муж и жена, успех дела зависит в первую очередь от степени доверия и близости между супругами.

Распределяя роли Основной проблемой семейного бизнеса можно считать распределение ролей. В случае, когда муж и жена работают в одной фирме, у мужа-директора часто возникают проблемы с женой-подчиненной. Нежелание исполнять приказы, с одной стороны, и попытки решать все самолично с другой, часто ведут к спорам и дезинтеграции общего дела. Следовательно, в ситуациях, когда действовать надо решительно и быстро, часто время бывает упущено, что ведет к негативным последствиям для фирмы.

Преемственность — один из главных аспектов семейного бизнеса. Когда самый пожилой сотрудник компании уходит на пенсию, его старший сын уже возглавляет отдел, младший — работает над проектом, а внуки привлекаются к работе в качестве курьеров. Таким образом, любовь к делу прививается у подрастающего поколения с детства. Отпадает потребность в специальном обучении, а также поиске персонала. Семейное предприятие становится «инкубатором» для роста собственных специалистов.

Обратная сторона медали Но не все обстоит так гладко. Есть и другая сторона медали. Круг проблем, с которыми сталкиваются «отцы семейства», достаточно широк.

Во-первых, это так называемый «кризис чужого человека».

Ключевые посты в фирме часто занимают родственники, люди надежные, но не имеющие специальной подготовки. Несколько серьезных ошибок в управлении — и вероятность того, что фирма разорится, существенно возрастает. Конечно же, такая проблема легко разрешима: стоит только пригласить наемного квалифицированного управленца со стороны и — «дело в шляпе». Однако, как правило, кадровая политика малых семейных фирм сводится к тому, чтобы не допустить «варяг» к управлению, особенно, когда дело касается финансовой стороны. Семья по сути является коллективным собственником, поэтому она будет всячески противиться любым начинаниям. Работать в такой обстановке даже очень стрессоустойчивому специалисту чрезвычайно сложно, что неминуемо отразится на результате.

Урегулирование вопросов собственности и власти в семейной фирме определяет ее живучесть. Практически невозможно уволить сотрудника, пусть даже не очень трудолюбивого, но принадлежащего к семейному клану. И где гарантия, что приглашенный менеджер окажется честным человеком, единственной целью которого будет расширение вашей компании и процветание вашего бизнеса. Нередки случаи, когда бывшие управляющие семейных фирм основывали свое дело, уводя клиентов с предыдущего места работы. Хотя новый человек в семейной компании — не обязательно раздор и конфликты, в первую очередь это свежие взгляды, мысли и идеи. В то время как у сотрудников семейных фирм может развиться «головокружение от успехов», что тормозит развитие бизнеса. Проблемы возникают и тогда, когда семейные нелады накладывают отпечаток на дела фирмы. Отсутствие доверия в семье, измена одного из супругов, кризис отцов и детей, а в итоге развал не только семьи, но и компании. Поэтому прежде, чем нанимать на работу друзей, родственников, взвесьте все «за» и «против» и только потом делайте выбор, который может стать судьбоносным.

И напоследок: компания создается для бизнеса, а не ради людей в ней работающих.

Александр Жданов


Светлана Чирикова, специалист центра «Семья и бизнес»

– с самого начала деятельности предприятия руководителю следует определить для себя: «все мы дети одного отца» или «все мы сотрудники одной фирмы». Какое из этих убеждений будет помогать развитию бизнеса, а какое — тормозить;

– нужно разработать четкие должностные инструкции для каждого члена коллектива. Бумага — не человек, с ней не поспоришь. Подписывая ее, работник знает, какие обязанности он должен выполнять, несмотря на степень родства с директором;

– принцип распределения прибыли должен быть понятен всем, чтобы не было обид и заглядываний в чужой карман.

Что способствует успеху  Существует ряд психологических особенностей, объединяющих бизнесменов, добившихся успеха. Главные из них — это желание (доходящее до страсти), трудолюбие (доводящее до истощения), энергия (возрождающая каждый день). Можно назвать еще несколько.

Перфекционизм. Чем сильный шахматист отличается от просто хорошего? Когда любитель видит хороший ход — он делает этот хороший ход. А гроссмейстер видит хороший ход, но ищет лучший. В любой позиции надо искать лучший ход.

Отношение к ошибкам и неудачам. Постоянный риск, связанный с ведением бизнеса, приучил наших деловых людей к бесстрашию. Мне кажется, что успешный предприниматель уже не боится даже разорения, поскольку верит, что сможет начать все с нуля.

Новаторство. Успех приносят неожиданные решения. Те, что идут следом, подбирают упавшее с воза. Интуиция позволяет увидеть то, мимо чего остальные проходят. Талант предпринимателя — не в том, чтобы продать воду, выдавая ее за вино (как думают многие обыватели), а в том, чтобы на самом деле обращать воду в вино.

Возможность развития. Если в самом начале карьеры будущий миллионер решал все вопросы сам, выстраивая менеджеров как исполнителей на конвейере, то по мере развития организации он позволяет менеджерам импровизировать, правда, пока еще в предписанных рамках. Что такое суперлидер? Тот, кто не ведет за собой, а создает возможности для проявления лидерских качеств своих сотрудников.

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.