Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Стресс и ребенок

…на первый взгляд, понятия несовместимые. Ну, какой стресс может быть у человека, лишенного необходимости просиживать часами в автомобильной пробке, ругаться с продавщицей в магазине, отчитываться за свои, а порой и чужие промахи перед начальством и биться, как рыба об лед, в попытке урезонить подчиненных. И тем не менее, этот маленький человек также ведет свою общественную жизнь, сталкиваясь с интересами и желаниями других людей, а значит, попадая в стрессовую ситуацию.


Суть стресса в том, чтобы организм быстрее приспосабливался к новой ситуации, находил единственно верное решение. Преодоление стресса у человека проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания, повышении заинтересованности в достижении цели, положительной эмоциональной окраске процесса работы. Но бывает, что ситуация превышает приспособительные возможности человека, и тогда наступает то ухудшение самочувствия, которое мы в просторечье и именуем стрессом. У малыша, не имеющего должного иммунитета к стрессам, вызвать оный может любая, самая пустяковая ситуация дома, в школе, в детском саду. Дом

Есть «три кита» хороших взаимоотношений с собственным чадом:

 

  1. От так называемого подросткового бунта застрахованы только те родители, которые с раннего детства предоставляли крохе ту степень свободы, к которой он внутренне был готов, дополняя ее перечнем посильных для малыша обязанностей (например, за время прогулки купить хлеба). Этот нехитрый подход учит юного человека правильно тратить свое время.
  2. Очень часто дети испытывают стресс, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Очевидный, но часто игнорируемый способ помощи — подключить его в процесс совместной выработки решения.
  3. Любой, даже «защищенный от стресса» ребенок должен время от времени демонстрировать отрицательные эмоции. Благодаря таким «всплескам», он невольно учится переживать стресс, меняя свое к нему отношение с негативного на позитивное. Чтобы помочь детям осознать свои чувства и научиться их соответственно выражать, созданы специальные программы, сочетающие выработку социальных умений, и тренинг по управлению стрессом, который помогает детям обрести чувство собственного достоинства.

В определенный момент перед ребенком встанет необходимость совершить поступок (сдать экзамен, выступить на соревновании, прочитать стишок перед родственниками). Неизбежность этого, наверняка, спровоцирует новый виток неуверенности в себе. Допустить это — значит, обречь малыша на постоянное сравнение «чем тот ребенок лучше». Поэтому предоставляйте ребенку свободное время, когда он может заниматься тем, чем хочет; научите осознавать границы своих возможностей; исключите так называемую «гипермотивацию» (не допускайте установок типа «если я этого не сделаю, я ничего не стою, и никто не будет меня любить»).

Обучение подрастающего поколения приемам релаксации — одна из гарантий «защищенности от стресса». Научившись с детства чередовать напряжение и расслабление, человек приобретает чрезвычайно больший «запас прочности». Американские психологи Шелдон и Шейла Левис рекомендуют в качестве расслабления использовать медитации дыхания, которые вполне доступны детям 6-11 лет. Предложите ребенку сначала три минуты посидеть спокойно, с выпрямленной, но не напряженной спиной, с закрытыми глазами. Ребенок спокойно дышит, прислушиваясь при этом к своему дыханию, чувствуя его целиком. Вначале будет трудно не отвлекаться на посторонние мысли, но постепенно упражнение станет легким и доступным, и тогда время можно увеличить до 10-15 минут.

И последняя, набившая оскомину рекомендация — важно, чтобы ребенок проводил какое-то время в играх и общении с родителями, причем желательно, чтобы при этом не затрагивалась тема достижений и побед. Ведь лучшим средством от невзгод была, есть и будет безоговорочная родительская любовь.

Детский сад

Специалисты называют период привыкания к саду — адаптационным периодом. Адаптация бывает быстрая и безболезненная, а бывает — тяжелая, максимально выраженная. За вторым вариантом адаптации обычно следует нервный срыв или болезнь. Определить стрессовое состояние у дошколенка довольно просто: по любому поводу — истерики и капризы; он отказывается самостоятельно одеваться, пользоваться ложкой и проситься на горшок. Психологи называют это явление регрессом. Происходит это из-за обыкновенного страха, ведь в новой обстановке ребенок во всем видит скрытую угрозу для себя. И, наконец, он панически боится, что вы его забудете, не придете за ним. Кстати, как только ваш малыш наладит контакт со сверстниками в группе — адаптационный период, считайте, прошел. Это самый мощный стимул, отвлекающий от страхов и тоски.

При легкой степени адаптации ребенок быстро и самостоятельно понимает, что от него требуют. Если этот первый урок выживания пройден успешно, то в дальнейшем малыш будет быстро адаптироваться в любой новой обстановке на протяжении всей жизни. Это, кстати, один из основных аргументов сторонников детского сада. Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и «заделом» на долгие годы.

Однако психологи говорят и о другой стрессовой подоплеки периода привыкания — о кризисе трех лет. В возрасте трех лет малыш впервые начинает ощущать себя как личность и хочет, чтобы это видели и другие. Психика его в данный период находится в крайней степени напряжения, острее реагируя на различные обстоятельства. И вот как раз именно в то время, когда ваш ребенок остро нуждается в вас — вы его «предаете». Избежать ощущения «предательства» несложно, если с самого рождения тренировать систему адаптационных механизмов ребенка, приучая его заранее к условиям и ситуациям, в которых ему надо менять форму поведения. Это не значит, что надо при любом удобном случае оставлять ребенка в незнакомой и непривычной обстановке, но и создавать «тепличные условия» тоже не стоит. Никогда при малыше не обсуждайте проблемы, связанные с детским садом, и свой страх (или чувство вины) перед разлукой.

Школа

Начало обучения в школе является трудным почти для всех детей, ведь в жизни ребенка меняется абсолютно все: среда, люди, правила. Однако особенности самой психики детей 7-9 лет защищают их от возможного стресса: эмоциональные переживания недолговечны (если речь идет не о глубоких потрясениях или событиях, постоянно угнетающих ребенка).

Понятие же «школьный стресс» применимо для детей старшего возраста. Регламентированность поведения, постоянный рост потока информации; необходимость очередного налаживания контактов с одноклассниками — вот основа плохого самочувствия подростка. Добавьте к этому строгий режим дня и высокую эмоциональную перегрузку — и перед вами «школьный стресс». Его симптомы: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе, капризность, плаксивость, снижение аппетита. Специалисты Филадельфийского детского центра по обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка» рекомендуют:

 

  • воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах;
  • не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» — время от времени решайтесь на более детальную беседу;
  • запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе;
  • не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений;
  • попытайтесь установить связь между повседневными интересами чада и предметами, изучаемыми в школе.

 

Родители! Будьте бдительны! Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу и полному отрицанию наших, взрослых, приоритетов. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 



Ксения Сологуб

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.