Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Детский страх

О ужас! Он опять начирикал на обоях!» — такой возглас рано или поздно слышится из уст любых родителей. Запомните, чирикают воробьи, а ваш малыш выражает свое отношение к его окружающему, в том числе и к вам. И обои (равно как и линолеум, и паркет) для этого лучший материал, поскольку вы тут же обращаете на нарисованное внимание. Ведь, согласитесь, на рисунки в альбоме вы так бурно не реагируете?.. Отсюда простой вывод – оставаться в стороне от процесса рисования не стоит. Учтите, дети никогда не рисуют просто так. В рисунки они вкладывают все свои эмоции и чувства, радости и переживания, страхи и агрессию. Потому-то детские рисунки и стали предметом пристального внимания детских психологов. Была даже разработана специальная методика — арттерапия, позволяющая расшифровывать образы, используемые юными художниками, и помогающая родителям направить творчество малыша в созидательное русло.

Портрет страха  Детский страх — головная боль многих родителей. Малыш боится зайти в темную комнату, где, по его мнению, живут монстры, боится спускать ноги с кроватки, говоря, что из-под кровати его схватит привидение. Тогда-то и выручает арттерапия. Достаньте альбом и фломастеры, предложите крохе что-то на тему «моя семья», «я дома», а затем перейдите к темам «кого я боюсь», «что мне снится» (это позволит выяснить причину страха). Самое важное научить малыша не боятся — попросите его до мельчайших деталей прорисовать живущие под кроватью чудовище. Будьте рядом, ведь воспоминания породят новый приступ страха.
Вместе загляните под кровать, убедитесь, что там никого нет. А потом внимательно посмотрите на рисунок: быть может этот зверь вовсе и не страшный. Пусть малыш расскажет вам, почему он его боится, а вы найдите объяснение тем или иным поступкам чудовища. Результатом должна стать уверенность крохи, что ему нечего страшиться, что он может, глядя на свой рисунок, спокойно сказать: «Я тебя не боюсь».
С рисунками детей психологи работают довольно часто. Узнать о самом сокровенном помогает рисунок «несуществующего животного». Этот метод мало чем отличается от рассказанного выше. Малыша просят самостоятельно придумать и нарисовать какое-то животное, дать ему название или имя и рассказать о его характере. Однако слова играют все же второстепенную роль. Гораздо более существенным моментом является положение рисунка на листе: если животное расположилось в нижней части листа, то очевидна неуверенность в себе, нерешительность маленького человека. Особое внимание к деталям: если малыш тщательно прорисовал уши, то он весьма восприимчив к мнению окружающих. Клыки или оскал говорят об агрессии малыша, но чаще всего она носит не наступательный, а, наоборот, оборонительный характер. Ребенок стремится от чего-то защититься, а значит нужно найти причину его страхов. На агрессию могут указывать также такие детали животного, как щетина или иглы. Затемнения или «запачкивания» контурных линий, свидетельствуют о скрытой тревоге. Приятным же «сигналом» может стать оригинальность в построении облика животного, свидетельствующая о большом творческом потенциале малыша. Любопытно, что сам процесс рисования оказывает на детей успокаивающее действие. И если вдруг незадолго до сна малыш развеселился и отказывается идти спать, предложите ему порисовать, и вы не заметите, как он начнет клевать носом.
Помощник Клякса  Нельзя забывать, что рисование дает малышу возможность выразить (или отразить) не только реальные, но и фантастические (сказочные или придуманные им самим) события. Развивать воображение — одна из главных задач рисования. Как же спровоцировать ребенка на фантазии? Очень просто — сыграть с ним в «в кляксы». Суть игры сводится к тому, что ребенок быстро и беспорядочно разбрызгивает по листу чернила или жидкую краску (можно смешать несколько разных цветов), а затем проводит ладонью по сложенному пополам (кляксами внутрь) листу. Дальнейшее понятно — он должен определить, на что похож получившийся рисунок. Пробуждающееся воображение способно доставить ребенку много радости и интереса. Как ни странно, но именно это задание развивает в малыше и сосредоточенность. Знакомство с карандашом происходит у ребенка уже на первом году жизни с попыток правильно его взять, потыкать им в бумагу. В полтора года малыш уже умеет проводить линии, соединять их между собой. Первым делом он пытается нарисовать человека — папу или маму. Такое предпочтение легко объяснимо, ведь пока для него весь мир заключен в его семье. Позднее в возрасте трех лет он с радостью будет рисовать цветы, бабочек, дома и автомобили, пока же портрет родителей для него более значим. Чаще всего первые рисунки — это «головоног», то есть к небольшому, зачастую неправильной формы овалу, ребенок дорисовывает пару линий, означающих ноги. Постепенно к этому добавляются детали: глаза, рот, нос, волосы. Туловище не имеет для малыша принципиального значения. Он легко покажет вам, где у него самого находится животик, но не найдет его на своем рисунке. Не торопясь сверьте рисунок с оригиналом: покажите на себе или маленьком художнике ушки, носик, ротик, проверьте, есть ли они у нарисованного человечка и пожалейте его, если ему чего-то не хватает. Таким образом, вы научите ребенка рисовать с натуры. Совершенствование обычно продолжается до 6-7 лет, поэтому не волнуйтесь, если ваш малыш опять что-то позабыл.
И мы с вами — сами с усами  Рисование — занятие более чем увлекательное. А посему не отмахивайтесь от предложения младшего члена семьи порисовать вместе с ним. Психологи уверены, совместное рисование — залог вашего эмоционального сближения. Киньте на пол ватман и начинайте… Одна из знакомых семейных пар рисует — настольные игры. Причем инициатором совместного творчества стал их пятилетний сын. Посмотрев как-то мультфильм про путешествующий паровозик, они всей семьей дружно нарисовали его путь — каждый по несколько станций. И теперь (пытаясь обучить малыша счету) они частенько проводят вечера за поездками по этой нарисованной железной дороге. Если же ваша кроха еще слишком мала, то можно сыграть совсем в другую игру. Каждые пять минут крутите ватман то по часовой, то против часовой стрелке: пусть папа добавит пару деталей в рисунок малыша, а малыш в свою очередь покорпит над вашим творчеством. И дайте малышу самому командовать процессом (сигналом к передвижению может стать его хлопок), внимательно выслушивайте его замечания и предложения, уважайте творчество друг друга.
Однажды на прием к психологу пришла молодая мама. Оказывается, сын подарил ей на Восьмое марта рисунок, а она, как-то разозлившись на сына, взяла и порвала подарок. Успокоить малыша ей в конце концов удалось, но с тех пор он больше не дарит ей своих работ, предпочитая одаривать бабушек, тетушек и дедушек. Это ситуация очень обижала молодую женщину. Что можно ей посоветовать?! Гордиться работами своего ребенка. Поощрение родителей помогает ему вырасти разноплановой личностью.

 

 

 Елена Шарина, психолог,
Ксения Сологуб

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.