Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Детство в телевизоре

Дети перед телевизором — привычная и неизбежная картина. Прячь, не прячь пульт от деток, они все равно проведут перед экраном положенные часы, пока им это все не надоест. Плохо, если не надоедает долго. С другой стороны, авторы детских передач стараются не только развлекать подрастающее поколение, но еще и чему-нибудь полезному научить. Особое место среди такой телевизионной продукции занимают передачи с детьми в роли ведущих. Считается, что детям интереснее смотреть передачи, в которых им о жизни рассказывают сверстники, а не взрослые. Во всяком случае, зарубежные телекомпании стараются превратить взрослых в «детскообразные» персонажи («Телепузики», «Твинисы» и т.д.), а не использовать самих детей. Чем это вызвано: сложностью работы с детьми, жесткими ограничениями на эксплуатацию детского труда или особенностями восприятия маленьких зрителей — вопрос открытый. Тем не менее, жанр программы, где фигурируют дети-ведущие, сегодня широко представлен на нашем ТВ, в том числе и на петербургских каналах. Что это дает детям-зрителям, непонятно. Зато очевидно, что для детей-ведущих это прекрасная возможность себя показать, а их родителям — порадоваться за выдающиеся успехи собственных чад.

 

История вопроса Телевизионные передачи для детей всегда считались более затратными, чем передачи для взрослых. Тем более, если дети должны были принимать участие в качестве ведущих или соведущих. В советском телевидении даже были специальные нормативы: насколько больше съемочных дней и техники необходимо выделять, если в программе участвуют дети… и животные. Тем не менее, детские передачи занимали в сетке вещания значительное место. Ленинградское телевидение в свое время славилось разнообразием детских программ. Впервые в стране работал целый детский канал, в межпрограммных блоках которого дети-ведущие рассказывали детские новости. С переходом телевидения на коммерческие рельсы, детское вещание практически свелось к демонстрации зарубежных мультсериалов. Затраты на производство собственных программ велики, а отдача — минимальна. Рекламу машин, дорогого парфюма и мобильной связи в детскую передачу не вставишь…

Тем не менее, с 2001 года детские телевизионные программы начинают возвращаться на телевидение. Говорят, благодаря фразе президента, что «детские программы нужны» и принятому вскоре закону, по которому детские передачи должны занимать строго определенную часть вещания любого канала. Вместе с этим вернулись на каналы и «дорогие» программы с участием детей.

Татьяна Соловьева, режиссер цикла «Детский остров» (Петербургские блок РТР): Я считаю, что без детей не может быть детского телевидения. Взрослые и так все время учат и поучают детей, что-то им объясняют и рассказывают. Когда все то же самое делают дети — это не похоже на школу или нотацию, это — игра. Поэтому мне интересно работать в телевидении с детьми и для детей.

Очень часто на отбор приходят не дети, а родители: видно, что больше всего это надо маме или папе, а не ребенку. Из этого, как правило, ничего толкового не получается. Если ребенку самому интересно, то он и работает лучше, и к возможным неудачам относится спокойнее: ну не получилось это, попробую что-нибудь другое...

Чтобы делать детское телевидение с детьми, нужна понимающая команда. Чтобы все, от осветителя до режиссера, могли создать нужную атмосферу на площадке. Конечно, у нас нет такой возможности, как в кино, бесконечно добиваться от ребенка нужной реакции. У нас — поток, конвейер. Но все же нужна готовность команды сделать столько дублей, сколько надо, если у детей не получается. Хотя дети бывают разные. Я вспоминаю такой случай: у нас в одной из передач, еще в «Разноцветной собаке» на Петербургском телевидении, принимал участие мальчик 4-х лет. Такие дети встречаются очень редко: он работал наравне со взрослыми! Его задачей было в нужный момент вылезти из-под стола и произнести: «Рекламная пауза!». Мы сделали десятки дублей: то что-то со звуком, то кто-то пройдет не там, и все это время самый младший участник
съемки работал безупречно. Все устали, ничего не получается: я командую: все, последний дубль, все собрались, все готовы? И из под стола — «Готовы!». Но это скорее исключение из правил. В основном с детьми на телевидении имеет смысл работать с 8 лет.

Дети достаточно быстро понимают, что телевидение — это работа. Конечно, им нравится и то, что их смотрят сверстники, их друзья и знакомые. Конечно, это повод поважничать. Но дети редко болеют «звездной болезнью». Для них, прежде всего, это возможность соприкоснуться со взрослым миром, узнать, как работает телевидение изнутри. Дети настроены на то, чтобы получать опыт, где только возможно. И в нашей программе им больше всего нравится ездить на съемки сюжетов: то на кондитерскую фабрику, то в театр, то в зоопарк, то в дельфинарий. Все это — возможность узнать что-то такое, чего не знают другие. Вот в этом для них самый смак!

Дети не стесняются критично относиться к себе и учиться на собственных ошибках, чего не скажешь о многих взрослых. После выпуска первой программы с этой новой командой ведущих, я их спрашиваю: «Ну, как? Понравилось?» Отвечают: «Понравилось». «А вы сами себе понравились?» — «Нет, не очень». И что характерно, похвалили своих друзей, и раскритиковали себя, хотя мы им не указывали на ошибки. Кто-то заметил, что постоянно кивает головой, кто-то, что много слов-паразитов.

Втягиваясь в работу, дети трудятся самоотверженно. Приезжает тут у нас ведущий с температурой 39 на съемки. Мы — родителям: «Что ж вы такого больного притащили?». А мама отвечает, что просто не могла его удержать в постели… Но все же я стараюсь никогда не забывать, что как бы они серьезно не относились к этому делу, это для нас — работа, а для них — лишь эпизод, интересный и увлекательный. Я не сторонник жесткого подхода к работе с детьми, давления на них.

Работая с детьми, всегда выгоняем родителей. Они чрезмерно требовательны к детям, часто на них ворчат, если что-то не получается, могут сказать что-нибудь вроде: «Что ж ты такой бестолковый, правильно сказать не можешь?!» А дети сразу зажимаются… Мы же стараемся создать на площадке атмосферу игры. Наша новая студия — очень «детская». Когда мы начали в ней работать, очень боялись, что нашим взрослым детям (а 9 — 11 лет — это уже дети взрослые) она не понравится. А оказалось — наоборот, они как-то расслабляются в ней, с увлечением начинают играть. Мне кажется, это главное: если интересная игра будет на экране, то в нее включатся и зрители. Чего мы и добиваемся.

Евдокия Филимонова, психолог-консультант: Что касается популярности детских программ с участием детей, то лучше психологов об этом расскажут сравнительные рейтинги. Если же говорить о самих детях, которые принимают участие в телевизионных передачах, то тут важно понять: для них все зависит от отношения родителей. И участие во взрослой жизни — съемки в кино и на телевидении — могут стать как большим праздником, так и поводом для серьезных разочарований, которые смогут повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Ранние успехи детей, будь это спортивные достижения, исполнительские таланты или работа на телевидении, сами по себе — лишь дополнительный позитивный опыт для ребенка. Но если родители начинают воспринимать достижения детей, как нечто очень важное для них самих, для взрослых, то и для детей они станут такими. С одной стороны, это приводит к тому, что дети стараются добиться еще большего успеха, выкладываются по максимуму. А с другой стороны, они рискуют попасть в ловушку вундеркиндов. Постоянно возрастающее напряжение, которое требуется, чтобы с возрастом оставаться «лучше всех», по силам далеко не каждому. Родителям нужно контролировать себя: нет ли в том стремлении, с которым я стараюсь устроить ребенка на телевидение, в школу фотомоделей или актерскую школу, моего собственного желания быть поближе к этому недоступному для меня миру? Постоянно спрашивать себя: что я хочу для ребенка — громких, но недолговечных успехов сейчас или счастья потом? Это принципиальный вопрос. Портит не ранняя слава и успех ребенка, а чрезмерно трепетное отношение к ним… родителей.

На фото: «Детский остров» — автор Марина Ланда, режиссер Татьяна Соловьева, редакторы Наталья Крусанова, Ольга Жуковская.

Ведущие: Саша Амбросимов,Володя Потапов, Ярослава Сердобольская, Кристина Зайдес, Кристина Дурнева, Марк Каменских, Алена Докторова.

Лариса Гавриленко

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.