Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

В поисках гуру

 

Понятие «гувернер» оказалось из разряда тех слов, что способны переживать эпохи и формации. И возвращаться. Но возвращается ли вместе с ним и то, чего мы ждем от системы домашнего образования, вспоминая классиков? Это еще вопрос. И так ли мы уж понимаем, чего, собственно, ждем? Общество широких возможностей, к которому мы стремимся, предоставляет право и свободу выбора, но ничего не говорит о целях. Только о средствах. Всегда — денежных, и не малых. Родители озабочены глобальной задачей: «дать ребенку самое лучшее». Но смутно представляют, что это такое «самое лучшее». Правда догадываются, что стоит оно не дешево.

Вопрос цены Так, например, услуги гувернера оцениваются от 2 до 7 у.е. в час. Достойно, не правда ли? Не стыдно и в обществе произнести: «У моего ребенка есть гувернер». А что это такое?

Несмотря на звучание самого слова, обещающее хорошее знание французского, изысканные манеры и прочее, прочее, гувернер сегодня это:

1) домашний учитель для ребенка от 0 до 6 лет с обязанностями няни: присмотреть за малышом, но не просто так, а с развивающими играми и обучающими занятиями;

2) «няня» для подростка с обязанностями учителя: то есть проконтролировать, чтобы выполнил уроки, отвести на хор, вместе позаниматься спортом.

С появлением гувернера в семье родители получают уверенность в собственной состоятельности (сделали максимум возможного для ребенка), больше свободного времени (теперь малышом или школьником занимается гувернер), спокойствие по поводу развития и успеваемости (теперь все это на совести нанятого учителя). А что получает малыш?

Как минимум меньше общения с самыми главными для него людьми.

Вопрос качества А как же насчет всего остального? Раннего развития, второго языка с рождения, творческих способностей и тому подобного?

Нынче сложно найти дошкольника, не умеющего читать, писать и считать. Но еще сложнее найти выпускника школы, способного принимать взвешенные самостоятельные решения. Нынче все дети не по годам взрослые. Но очень многие взрослые остаются детьми до тридцати. Говорят, не наигрались.

Ранее развитие, как свидетельствует большинство примеров, ни к чему хорошему не приводит. Школьная программа, последние годы старающаяся впихнуть максимум знаний и умений в первые три класса обучения (то есть пока ученики поддаются напору учителя), теперь пересмотрена. Говорят, первоклашкам будет чуть полегче. Но, закрывая глаза на примеры, на свидетельства педагогов и на мнения психологов, большинство родителей видят в магическом словосочетании «раннее развитие» всевозможные преимущества и гарантии безоблачной жизни для их отпрыска. Почему мы так упорствуем? Потому что успехи детей — это дополнительные очки в пользу родителей. Если честно, мало кто из нас свободен от стремления самоутвердиться за счет собственного ребенка.

Дошкольника можно и нужно многому учить. Учить смотреть и видеть красоту мира, учить чувствовать и сопереживать, учить думать и анализировать. Школьника можно и нужно хорошо воспитывать. Воспитывать характер и силу воли, дисциплину и ответственность, способность принимать самостоятельные решения. Может это сделать гувернер? Безусловно, если этот человек —сосредоточие добродетелей, педагог от бога. Если он совершенно искренне полюбит вашего ребенка, как своего, ощутит себя членом вашей семьи. Не очень простые условия, не правда ли?

К тому же, это плохо продается. За 7 у.е. в час родитель хочет получить конкретный результат, полный отчет и реальный товар. То есть: новый разученный стишок, выученный танец или сверкающий пятерками дневник. Все, что нужно только нам, но не ребенку.

Вопрос любви Для того чтобы воспитывать, нужно любить. Не надо быть гением педагогики, чтобы это понимать. Этим искусством по определению владеют родители. А как насчет умения любить чужих детей? Вот как раз с этим — серьезный дефицит. Много ли среди нас потенциальных гувернеров, учителей, воспитателей? Единицы. Сегодня в нашем обществе детей не любят.

Вспомните свое детство. Как вы проводили свободное время? С четырех, а то и с трех лет вы могли самостоятельно гулять во дворе, где складывались разновозрастные компании, где младшие дети учились новым играм у старших, где рождались первые дружеские отношения. Сегодня дети лишены этого. Что изменилось? Отношение взрослых к чужим детям. Редко какой взрослый способен почувствовать ответственность за чужого ребенка, встреченного им на улице, оказать ему помощь, помочь в беде. Это кажется не реальным, так не должно быть в «цивилизованном обществе». Но стоит только задуматься и вспомнить, как мы с вами реагируем на детей в общественном месте, как становится понятным: это не преувеличение. Может быть, в этом причина чудовищной современной беспризорщины?

И возвращаясь к гувернерам: если домашний учитель будет искренне любить вашего ребенка — он нужен. А если нет? Постарайтесь любить своего ребенка сами.

Одесский вопрос или: А оно вам нужно? Гувернер берет на себя те обязанности, которые в советской семье являлись исключительно родительской прерогативой. Но кто сегодня равняется на семью советскую? Тем более, «гувернер» — это что-то из дворянского быта. Но особенность нашего времени в том, что от советских привычек мы стремительно убегаем, а к дворянским особо не приближаемся. Во всяком случае, есть одно большое НО. В дворянских семьях, даже при наличии целого штата прислуги, нянь и гувернеров, родители — мама и папа — присутствовали всегда, царили в доме, где рос и воспитывался ребенок. Их присутствие ощущалось и заявлялось, их огромное влияние чувствовалось и действительно было. Современные родители редко бывают дома. Ну, и что из этого? А то, что вместо дополнения к родительскому воспитанию, гувернер может оказаться заменой его.

И заменой всегда не равнозначной. Как бы правильно мы ни пытались воспитать собственных детей, каких бы верных слов им ни говорили, дети нас не только слушают. Они еще и смотрят, и видят. Родители воспитывают не словами, а собственным примером. Избитая фраза? Тем не менее, образ жизни родителей, их привычки и моральные качества раз и навсегда останутся для ребенка той системой координат, в которой он будет рисовать уже собственную жизнь. Главное, чтобы было от чего отталкиваться. Понятно, что «система координат» гувернера — постороннего человека — в данном случае не годится. Пусть даже она и безупречная.

Вопрос последний, национальный Мало у кого, даже у самых терпимых наших современников и соотечественников, не вызывает раздражение пресловутая плодовитость некоторых народов. И это естественно. Потому что нам очень сложно признать, что мы, в отличие от народов, где многодетные семьи — не редкость, приносим в жертву собственному комфорту самое главное — любовь к детям. Мы говорим: не хватает средств и сил. А на самом деле: нет желания и мало любви. Гувернеры и няни — это суррогаты, замена наших собственных чувств и эмоций, которые мы должны нашим детям.

А где-то — все по-другому. Рожают и воспитывают детей не потому, что могут им дать «самое лучшее», а потому, что просто любят детей.

Правильно ли это? Не знаю. Но то, что именно такая политика обеспечивает выживаемость рода — это точно. А нам остаются наш комфорт, наше спокойствие и наши демографические проблемы.

Лариса Гавриленко

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.