Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Особенности национального воспитания

 

Можно ли сегодня говорить об особенностях национального воспитания, которые передаются из поколения в поколения, не взирая на смену политических устройств и экономических формаций? Психологи уверены —можно. О том, насколько мы себя не знаем, рассказывает Мария Осорина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского госуниверситета, вице-президент Петербургского психологического общества:

– Русское национальное воспитание — разве оно у нас есть?

– Конечно. Каждое общество воспитывает такого человека, с которым ему, обществу, будет легко и удобно. Поэтому мы, даже не отдавая себе в этом отчет, воспитываем ребенка в строгом соответствии с традициям нашего общества. Странно не то, что традиции сохраняются, а то, что мы не подразумеваем о существовании их.

– Что нужно знать родителям о различиях национального воспитания?

– В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Это интересно и заставляет иначе взглянуть и на собственный опыт воспитания детей и с большей критичностью — на чужой. Я имею в виду примеры систем воспитания других культур, которые на первый взгляд выглядят заманчиво. В американской традиции пропагандируется ценность, даже сверхценность отдельной личности, ее право на самоопределение, свободу в реализации себя и прочее, прочее. Огромный плюс такого подхода заключается в том, что ребенка поощряют в самореализации. Если что-то интересно, чего-то хочется — действуй, пробуй. Я наблюдала, как русские дети реагировали на одни из первых диснеевских мультфильмов, появившиеся у нас в начале 90-х: там герой мультика, кажется, это была Гайка из «Чипа и Дейла», отважилась принять участие в скачках: понятно, что это было трудно и даже опасно, но она решилась. И поддержать ее пришли не только друзья, но и учительница. Все кричали «Давай, Гайка! У тебя все получится!». Наши дети, а это были дети 7-8 лет, с завистью говорили: «Да, а вот, если бы наша учительница или какой-нибудь другой взрослый такое увидел, он бы все запретил! Они, взрослые, всегда говорят: куда ты лезешь, у тебя ничего не получится, ты же не умеешь…». И в этом действительно отражается разный подход российских и американских воспитателей к тому, что можно, а что не положено делать ребенку. Американцы отстаивают право человека быть таким, какой он есть, действовать, как он считает нужным и добиваться успеха.

– Звучит замечательно. Почему и нашим родителям не взять это на вооружение? А то сплошные ограничения для ребенка: Нельзя! Не делай! Не ходи!

– С одной стороны, такой подход к воспитанию детей очень положителен: американцы не боятся совершать социальные действия, понимают, что все можно, умеют действовать и добиваться результата. Даже наши сограждане, а у меня много учеников, которые живут сегодня в США, говорят о том, что, пожив в этой стране, они смогли справиться со многими своими собственными социальными страхами… Но есть и оборотные стороны такой воспитательной традиции, причем самые неожиданные.

Например, изначальная установка принимать человека таким какой он есть, приводит к отсутствию строгих требований к стандарту, к возрастным нормам, к излишней терпимости, когда это касается отклонений в развитии детей. Для американской детской психологии, невропатологии и педиатрии понятие нормы очень расплывчато. Те проблемы развития ребенка, на которые в нашей стране специалисты обращают внимания с первых дней и месяцев жизни и начинают с этим работать, заниматься с ребенком, развивать — в США рассматривается, как вариант нормы: «У Вас такой ребенок». Они лучше предоставят человеку социальную защиту: работу для инвалида, пенсию для него и т.д., нежели попытаются вмешаться при первых признаках неблагополучия в развитии. Для нашего общества это не выход: все прекрасно понимают, что у нас, чтобы выжить, необходимо быть как можно более приспособленным к жизни в социуме.

Другим итогом американского воспитания становится неумение самостоятельно решать межличностные конфликты. Распространенная практика американских детских учебных заведений: обучение детей привлекать посредника для разрешения конфликтов друг с другом. Для взрослых представителей общества в качестве посредника уже выступает судебная система. В нашем же обществе не принято «выносить сор из избы», апеллировать к высшей инстанции, ябедничество не поощряется. Российское общество не может позволить себе воспитывать человека «без комплексов». Следовательно, русского ребенка воспитывают так, чтобы, реализуя свои желания, он всегда соотносил их с требованиям коллектива, общества.

– Значит, опыт американцев нам не подходит?

– Никакой опыт воспитания детей чужой культуры не может быть полностью пересажен на другую почву. Например, одно время у нас очень модно было говорить о «японской системе». Мол, по японской системе воспитания, ребенку до 5 лет не говорят «нельзя». Действительно, до определенного возраста в японской культуре ребенку позволяется много. Но потом человека ставят в очень жесткие рамки, в которых он живет всю оставшуюся жизнь. Если бы он не имел воспоминания о той абсолютной свободе, счастье детства, он не смог бы выжить. Для нас таких проблем нет, поэтому и лишнее «нельзя» в детстве допускается.

– Говоря о русском воспитании, мы все время идем от обратного…

– Только в сравнении можно найти отличия. Ведь основополагающие принципы воспитания детей везде одинаковы. Разница в деталях. Так, например, немецкое воспитание главным образом отличается от русского тем, что маленького ребенка очень рано лишают материнской ласки. В немецком обществе не принято часто брать на руки, обнимать, целовать уже годовалого ребенка. И характерно, что немецкие мамы и не ощущают эту потребность: такова традиция. Но зато в качестве заменителя себя для общения с окружающим миром родители предлагают ребенку инструменты. С одной стороны, такое воспитание приводит к эмоциональной сдержанности, даже холодности, а с другой стороны, превращает немцев в лучших специалистов по технике: они искренне любят механизмы, разбираются в них. Кроме того, каждый уважающий себя немецкий мужчина умеет много делать руками по хозяйству и гордится своим мастерством. В русской же традиции телесно-чувственный контакт с мамой сохраняется достаточно долго. В общении с миром у русского ребенка превалирует эмоциональность. Может быть, порой излишняя. Для русского человека характерна необязательность взятой на себя социальной роли. Для русского воспитания характерны эмоциональная чуткость, психологизм, творчество, изобретательность…

– Как же родителям удается воспитывать эти качества, не подозревая о том, что особенности национального воспитания существуют?

– А это передается в языке, это дается в фольклоре, сказках, которые читаются детям, играх, в которые играют дети друг с другом. В самом русском языке заключено многообразие взаимоотношений с окружающим миром, с людьми. Мы уже говорили о том, что русский язык выделяется даже среди славянских языков обилием вариаций одного и того же имени. Это значит, что в зависимости от тончайших оттенков отношения к человеку в тот или иной момент времени он будет зваться по-разному: Ваня или Ванюша, Ванька или Иван, Ванечка или Ванятка… Получая со знанием языка многообразие словесных формул, в которых зашифрованы оттенки эмоционального отношения к миру, русский ребенок научается и различать эти чувства, испытывать их, он устанавливает особый контакт с окружающим миром, который позволяет ему действовать нестандартно, а значит — творчески.

– Существует ли оборотная сторона?

– Безусловно. Недисциплинированность, неуважение к законам, безответственность. Плюсы и минусы национального воспитания взаимосвязаны. Поэтому воспитателю важно это понимать и делать особый акцент на таких качествах, как: ответственность, уважение к закону. Для традиционной русской культуры таким нравственным стержнем, вокруг которого формировался характер ребенка, становилось религиозное воспитание…

– А современные русские дети воспитываются на зарубежных мультиках и фильмах. Не сотрутся ли границы в традиционном национальном воспитании?

– Никогда. Это явления очень глубокого порядка. И чем меньше внешних барьеров, тем больше — внутренних. Именно в тесном контакте, в постоянном сравнении, в общении мы осознаем всю глубину наших отличий друг от друга, учимся ими дорожить. И это нормально. Важно уметь учиться, приобретать новые знания и навыки, осознавая во всей полноте ценность того, что уже имеешь. Тогда это на пользу.

Лариса Гавриленко

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.