Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Осторожно, вундеркинд!

 

Все родители убеждены, что их ребенок самый талантливый. Вундеркинд, одним словом. Способности отпрыска в устах любящей мамы увеличиваются в геометрической прогрессии. Он и шьет, и рисует, и в шахматы играет... Однако не секрет, что большинство из нас старается воплотить в детях собственные нереализованные желания и потребности: «пусть у меня не получилось, зато он (она) добьется успеха за двоих». Но так ли хорошо быть вундеркиндом? Большинство примеров подтверждают обратное: Надя Рушева, Ника Турбина, Гата Камский... Может быть, стоит забыть о своих родительских амбициях и подумать, а хочет ли сам ребенок быть вундеркиндом.

Валентина Васильевна Орлова, психолог, сотрудник Психолого-педагогического центра сопровождения развития ребенка Приморского района:

– Слово вундеркинд носит ироничный оттенок, под ним понимается ребенок с необычайно развитыми способностями. Одаренный ребенок — тот, кто обладает определенным сочетанием способностей, которые дают возможность достижения высоких результатов. Что такое способности? Индивидуальные особенности, лежащие в основе того или иного вида деятельности. Например, математические способности складываются из умения быстро считать, хорошо развитого абстрактного мышления, аналитических способностей.

Обычно считается, что одаренный ребенок опережает своих сверстников в развитии. Если говорить об интеллектуальном процессе, то это можно отследить. Достаточно просто прийти на прием к психологу, где вам скажут, соответствует ли малыш нормативному развитию или же он выше, а может, и ниже нормы. Однако здесь очень легко попасть впросак, поскольку не все способности проявляются с ранних лет. Например, литературный дар активизируется в более старшем возрасте, когда у человека уже есть какой-то интеллектуальный и психологический задел, просто требуется некий толчок. То же самое касается научных достижений. История знает немало двоечников, которые впоследствии стали великими учеными.

Раньше всего проявляются способности, к которым есть психо-физиологические предпосылки: музыкальные, художественные, спортивные, танцевальные.

Как определить способности ребенка? Способный ребенок раньше начинает говорить, у него очень широкий познавательный интерес и познавательная активность. Таких мы обычно называем «почемучками». «Почемучка» терзает родителей бесконечными вопросами, причем его интересует не отдельное явление или предмет, а то, как это устроено, как действует, для чего это нужно... В результате возникает парадокс: с одной стороны все родители хотят иметь одаренного ребенка, а с другой, они его ужасно боятся. К тому же одаренные дети очень мешают. Что обычно слышит «почемучка»? «Отстань», «отвяжись», «не знаю». Как не помешать развитию собственного чада? Если ребенок читает, то давать ему словари, детские энциклопедии. Таким образом, он будет самостоятельно добывать знания, что очень ценно. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от интересов ребенка. Лучше сказать, что вы в данный момент заняты, но вернетесь к интересующему вопросу чуть позже. Очень часто родительские «отвяжись» связаны с собственным незнанием. Ничего страшного в этом нет. Лучше признаться: «Извини, но я не готов ответить на этот вопрос сейчас, давай вернемся к нему чуть позже, я прочитаю кое-что, и мы с тобой обсудим тему». Так будет честнее.

Двe крайности Существуют два варианта общения родителей со своими одаренными детьми. Одни возносят отпрысков на пьедестал, хвалятся их успехами, тем самым подтверждая родительскую состоятельность. Другие напротив — стараются не замечать одаренности своего чада, считая, что тем самым могут ему напортить. Дескать, пускай растет, как все дети. И тот, и другой вариант опасен.

В первом случае ребенок вырастает социально деформированным человеком. Снобы, зазнайки, такие люди не терпят неудач, а ведь неудачи сопутствуют всей нашей жизни. И если ребенок ориентирован только на достижение и успех, он мгновенно растеряется, если у него что-то не получится. Ребенка нужно учить проигрывать. Но делать это следует, разумеется, тактично и лучше всего в игровой форме. Ведь по отношению к взрослому малыш всегда находится в проигрышной ситуации, поэтому в любой игре ему нужно давать фору, либо спускаться на его уровень. При этом необходимо объяснить, что проигрывать не страшно, потому что соперники бывают разными. В какой-то ситуации соперник оказался сильнее тебя, в следующий раз победителем выйдешь ты.

Нежелание проигрывать может привести к тому, что сфера, в которой подрастающий «гений» чувствует себя уверенно, будет превалировать над остальными. Ребенок станет постоянно зарабатывать очки и одобрение родителей, учителей, друзей только в одной области, а те виды деятельности, которые у него получаются хуже, за которые он не получает похвалы, так и останутся неразвитыми. Он последовательно откажется от всего, что может принести неудачу.

Отверженные Кроме того, здесь есть опасность потери эмоционального контакта с мамой. Ребенок всегда хочет, чтобы любили его, независимо от того, кто он, Эйнштейн или Ленин. А получается, что мама любит не его самого, а успех. В итоге у ребенка формируется состояние эмоциональной отверженности, он чувствует, что как личность он матери не интересен. Состояние эмоциональной отверженности приводит к глубоким личностным конфликтам: с родителями, учителями, сверстниками. Поэтому учитесь любить детей такими, какие они есть. И здесь маме прежде всего необходимо разобраться в себе: почему ей так важен успех ребенка, почему она уделяет удачам сына или дочери чрезмерное внимание, почему испытывает потребность в декларации его или ее способностей? Разговор с психологом поможет объяснить ее личные комплексы. А то нередко бывает так: услышав о способностях других детей, молодая мама заставляет трехлетнего ребенка, к примеру, читать... Но для того, чтобы научиться читать, необходимы определенные предпосылки, сформированность психических процессов для того, чтобы ребенок научился слогосложению, слиянию букв, выстраиванию слов. Это может произойти и в три года, а может и в семь. Все дети разные. Процесс довольно трудный и специфичный. А родители, невзирая ни на что, упорствуют. В итоге ребенок читать-то научиться, но вот любовь к чтению будет утрачена навсегда. В случае равнодушного отношения к одаренному ребенку мы рискуем потерять талант. Общение с вундеркиндом напоминает хождение по лезвию — здесь необходимо максимальное внимание к его интересам, проблемам, запросам. К тому же, развитие одаренности — это одно, а то, каким человеком, личностью он вырастет — совсем другое.

Насколько можно нагружать вундеркинда? Это все индивидуально. Вот, скажем, человек обращается к врачу: у меня голова болит, дайте таблетку. Откуда он знает, какую именно таблетку? Голова болит от разных причин, а таблетки бывают разные. Точно так же и с нагрузкой. Она зависит от многих причин. Если ребенок не готов к определенным психологическим нагрузкам, если у него не сформирован определенный уровень мотивации, то мы не сможем его нагружать. Здесь нужно действовать очень аккуратно. Так же, как и при выборе сферы интересов для ребенка.

Главная заповедь по отношению к любому ребенку, вне зависимости от его талантов, — не навреди! Вы уверены, что знаете лучше, как ему будет лучше? Прекрасно! Однако наверное у вашего сына или дочери уже сформировалось собственное мнение на этот счет. Умерьте родительскую гордыню, поинтересуйтесь: вундеркинд ли он, будущий гений или просто способный человек; ребенок — прежде всего личность. И об этом нам забывать нельзя.

Беседовала Анна Бахвалова

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.