Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Мама нужна всегда

 

Невозможно быть идеальной хозяйкой, матерью и специалистом одновременно», — твердят женщине, решившей завести детей. Нельзя, но если очень хочется?.. «Возможности человека безграничны!» — шепчет кто-то из-за левого плеча, приводя яркие примеры талантливых женщин и их успешных детей. И нам остается одно — пробовать успеть ВСЕ. Возможно ли это? Да, если знаешь, на что идешь, и заранее согласна на компромиссы.

Когда можно со спокойной душой пойти работать? Как сделать так, чтобы малыш не скучал без меня? Когда я ему особенно нужна? Эти вопросы — постоянные спутники работающих мам. Спрашивать готовых советов бессмысленно. Но знать, что же происходит в душе ребенка в тот или иной момент времени, — необходимо.

Ситуацию комментирует Мария Осорина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского госуниверситета, вице-президент Петербургского психологического общества,автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»:

– Хорошо, если мама остается рядом с ребенком до трех лет. Но судьба может послать семье разнообразные житейские испытания, которые не укладываются в идеальные схемы. Однако матери полезно знать, в чем состоит уникальность ее логической миссии по отношению к маленькому ребенку. Обладая этими знаниями, она сможет разумно учесть и интересы ребенка, и свои собственные.

Крупнейший американский детский психолог ХХ века Эрик Эриксон обнаружил, что именно до полутора лет формируется фундамент всех будущих форм взаимоотношений человека с окружающим миром. Эриксон назвал этот фундамент «чувством базового доверия к жизни». Его суть можно сформулировать так: «Жизнь хороша и жить хорошо. Если будут трудности, верю, что помощь придет, так как об этом свидетельствует мой опыт». В основе такого вывода лежит опыт общения с мамой, которая точно и быстро чувствует потребности ребенка, и сразу откликается на них. Если же мамы нет рядом, или она психологически не откликается на ребенка, занята своими делами и мыслями, у ребенка возникает ощущение брошенности. Если такое происходит часто, то ребенок может прийти к убеждению, что он — одинокий путник в холодном и страшном, чужом ему мире, где близкого человека не дозовешься.

 

– Важно быть вместе с ребенком в полном смысле этого слова?

– Совершенно не обязательно все время смотреть на ребенка, держать его на руках, обнимать и целовать. Мама может, отвернувшись, заниматься своими делами, а малыш — находиться рядом, возиться со своими игрушками. Что он делает? Стукнул погромче и смотрит на маму: повернется она, откликнется ли? Если реакции нет, он стукнет еще громче! Важно дать понять малышу, что она его слышит, чувствует, она рядом. Если психологического контакта нет, формируется мировоззренческая установка, которую Эриксон назвал «базовым недоверием к жизни». Поразительно то, что формируется она очень рано, когда ребенок еще является бессловесным младенцем. Эта установка записывается, а потом проявляется в двигательных программах: как человек смотрит на другого человека, отводит глаза при разговоре с ним или нет, на какое расстояние подпускает, как взаимодействует на телесном уровне. И изменить эту программу, сколько ни говори хороших слов потом, чрезвычайно трудно.

– Полтора года — это минимум, который маме нужно посвятить только своему малышу?

– Очень хотелось бы. Но если ситуация складывается таким образом, что маме надо отлучаться, то ее может заменить другой человек, как женщина, так и мужчина, при условии, что он любит ребенка, внимателен к нему и отзывчив. Главное требование — чтобы это был постоянный человек. Самым драматичным для детей до года является разрыв одной привязанности и необходимость мучительного для ребенка выстраивания новых доверительных отношений с другим человеком. Поэтому смена нянь у маленьких детей крайне нежелательна. Важно подобрать одну постоянную, принимающую ребенка таким, каков он есть, добрую и заботливую. Для малыша до года значима способность человека, который ухаживает за ним, к полноценному психологическому контакту. Это значит, что он должен откликаться своим взглядом на ищущий общения взгляд ребенка, много разговаривать с ним и быть разнообразным и ловким в телесном общении, когда надо перепеленать, одеть, погладить, взять на руки или посадить на колени, повести за ручку и так далее. Однако мама должна будет смириться с тем, что между ее ребенком и этим человеком выстроятся теплые, доверительные, душевные отношения глубокой привязанности, которые обычно мечтает иметь со своим ребенком только мать.

– Проблема ревности?

– Есть много примеров, когда, наблюдая нежные отношения, которые складываются у ребенка со своей постоянной няней, женщина не может справиться с чувством ревности и старается избавиться от няни, сменить ее. Не понимая, что этим она вредит малышу. Мама все равно останется мамой. Ребенок знал ее еще до рождения, и даже если она сможет уделять ему меньше внимания, чем хотелось бы, она на протяжении всей жизни остается чрезвычайно важным и близким человеком.

– В каком возрасте временное отсутствие мамы будет восприниматься ребенком спокойно?

– Мама нужна всегда! Другое дело, что ребенок должен в своей жизни пережить и выход из этих симбиотических отношений с мамой, естественным образом вступить в новую фазу — открытия себя в качестве самостоятельного, отдельного существа. Это происходит где-то в возрасте от 1,5 до 3 лет — целая эпоха в жизни ребенка и совершенно отдельный разговор.

Лариса Гавриленко

 

 


 

 

В следующем номере: продолжение темы взаимоотношений между работающей мамой и ребенком в возрасте от 1,5 лет.

Тем, кто хочет лучше понять, что чувствует маленький ребенок, советуем почитать:

Дэниел Стерн «Дневник младенца», Москва, 2002 г.

Психолог, отец 5 детей, рассказывает о том, как воспринимает мир младенец, от лица самого младенца. Поразительно тонкая, глубокая книга, дающая хорошее представление, что чувствует малыш.

Франсуаза Дольто, «На стороне ребенка», 1998 г.

Автор — французский педиатр и психотерапевт. Книга затрагивает житейски важные, но обычно не обсуждаемые в педагогической литературе проблемы, раскрывающие базовые принципы взаимоотношений взрослого и ребенка.

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.