Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Подростковый возраст - кто меня научит?

Подростковый возрастКак мало нужно, чтобы чувствовать себя счастливым! Уметь дружить и любить, заниматься делом, которое по душе, и быть здоровым… Как много для этого нужно знать и уметь — эффективно общаться, верить в себя, строить доверительные отношения с другими людьми, преодолевать определенные препятствия, опытным путем находя правильные решения и не теряя при этом самооценки. Всему этому ребенка учат родители. Если, конечно, сами обладают знаниями и качествами характера. Но много ли вы встречали счастливых взрослых? Я — нет. Можно ли научить другого тому, чем не владеешь сам? Сомневаюсь. Может быть, поэтому в последнее время приобретает все большую популярность психологическая поддержка семей с детьми. Что может дать ребенку психологическая консультация или цикл развивающих занятий, что такое тренинги, какими они бывают и кому нужны?

Диагностическая консультация поможет выявить проблему, определить ее причину. Индивидуальная работа с психологом полезна в том случае, когда, к примеру, требуется поработать с эмоциями, последствиями стресса, страхами или улучшить память, внимание. Но если речь идет о проблемах общения, развитии навыков правильного поведения в обществе, лучше всего помогут тренинги — специальные групповые занятия под руководством специалиста. Количество участников может быть различным, но, как правило, чем младше ребенок, тем меньше человек в группе. 6—8 детей, 2 психолога — оптимальный состав для дошкольников и младших школьников.

Слово «тренинг» подразумевает, что в его процессе дети будут тренировать определенные полезные навыки — знакомиться, рассказывать о себе, строить дружеские отношения, спорить, отстаивать свою точку зрения, защищать себя, доверять друг-другу, понимать чувства того, кто рядом, выражать собственные эмоции так, чтобы быть понятым. Детки, которые растут одни в семье, мало общаются со сверстниками, и коммуникативный опыт им особенно важен. Почему у ребенка возникают проблемы в общении, его не принимает детский коллектив или он сам не хочет в него гармонично вливаться? И действительно ли не хочет, или просто не умеет? Вот этому-то и научат ребенка или подростка на коммуникативных тренингах. Одно дело, если малыш просто никогда не общался, не посещал детский сад, поэтому не знает, как себя вести со сверстниками, и совсем другое, когда в том же детском саду он получил психологическую травму и теперь отказывается от контактов с другими детьми.

Кроме коммуникативных, есть еще тренинги личностного роста — для тех, кто постарше. На них проводится более глубокий анализ личности, привычных способов реагирования на стресс, явных и скрытых мотивов поведения, достоинств и недостатков, причин возможных неудач. Все это дает стимул к развитию тех качеств, которые важны для подростка, помогает ему увидеть себя со стороны, понять и принять.

Тренинги самопрезентации, лидерства, риторики и даже успешной сдачи экзамена проводятся для подростков от 12 лет. Их целью является наработка полезных навыков и снятие стресса в определенной ситуации.

Бывает и так, что проблема неправильного поведения ребенка кроется в особенностях семейного воспитания — гиперопеке, безразличии или даже в том, что в семье принято общаться на повышенных тонах.

Группы эффективного внутрисемейного взаимодействия способствуют установлению гармоничных отношений в семье. Несогласованность родительских действий, излишняя забота, мешающая проявлению самостоятельности и тормозящая развитие ребенка, завышенные ожидания, проекция и другие ошибки воспитания часто бывают причиной серьезных психологических проблем, как у ребенка, так и у взрослых. Опытные специалисты, наблюдая за взаимодействием родителей и ребенка, помогают скорректировать «слабые места» воспитательного процесса, рассказывают об особенностях каждого возраста и на практике показывают пути выхода из сложных ситуаций. Лучше один раз сделать, чем 10 раз услышать.

Развивающие занятия помогают, как и следует из названия, развитию основных психических функций — восприятия, внимания, памяти, крупной и мелкой моторики. Групповые занятия обычно проводятся для малышей и дошкольников. Основной их целью является развитие познавательных и творческих способностей, речи, внимания, памяти, двигательных навыков — координации, крупной и мелкой моторики. Иногда вместе с психологом в развивающих занятиях принимает участие логопед.

Малыш учится играть с другими детьми, узнает о том, что есть определенные правила общения и поведения в обществе, открывает для себя массу новых захватывающих игр и возможностей. Ну разве дома мама разрешит порисовать на обоях или принесет в дом целую гору песка, в котором можно копаться? В развивающих группах можно не только это, но и многое другое: порисовать пальчиками, пролезть в туннель, удивиться тому, как шарик сам скатывается по системе опор, собрать коллекцию пуговиц и выложить картину из фасоли и гороха, слепить что-нибудь из настоящего воска. Полезные игры формируют в малыше познавательный интерес, самостоятельность и другие качества, которые в дальнейшем помогут ему успешно учиться в школе.

Есть группы, направленные на развитие навыков общения и подготовку ребенка к детскому саду. В легкой игровой форме малыш легче усваивает навыки поведения, и период адаптации в детском учреждении проходит значительно легче.

Кроме общеразвивающих, проводятся и специальные коррекционные занятия для деток с отставанием или нарушением отдельных функций нервной системы. Например, гиперактивность, нарушения внимания — прямые показания к таким занятиям.

Коррекционные детские тренинги, как правило, бывают «целевыми», и участников в них меньше, чем в развивающих. В эти группы включаются детки со сходными проблемами. Страхи, агрессивность, застенчивость, повышенная тревожность и другие поведенческие и эмоциональные нарушения могут наблюдаться уже у 3—4-летних малышей. Тренинг в этом случае направлен на формирование навыков саморегуляции, снятие напряжения, выработку желательного стереотипа поведения. Дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление и концентрацию помогают деткам научиться справляться с переживаниями самостоятельно и успешно. Для участия в таких группах обязательна предварительная индивидуальная беседа психолога с ребенком, позволяющая выявить основные проблемы. Ролевые игры, сказкотерапия, совместное творчество, игры с песком и водой, специальные упражнения позволяют изменить не только поведение, но и самоощущение малыша.

Например, воплотившись в сказочного героя, робкий малыш может почувствовать себя сильным и смелым, а сыграв пугающую ситуацию на сцене, перестанет бояться. Любые тренинги для дошкольников и младших школьников занимают от часа до 3 часов, проводятся чаще всего 1 раз в неделю. А завершаются они приятным чаепитием.

«От 2 до 5» — очень важный возраст. Малыш впервые расстается с мамой, отправляясь исследовать «взрослый мир». От того, как сложатся первые отношения с другими детьми, взрослыми, зависит, будет ли ребенок получать удовольствие от общения вообще, сможет ли реализовать себя в обществе. Все занятия для детей этой возрастной группы проводятся в игровой форме.

«Почти школьники» — еще одна категория детей, нуждающихся во внимании взрослых. Кроме общеразвивающих и коррекционных групп, актуальными становятся группы подготовки к школе. Особый упор делается на развитие познавательной деятельности, а также на формирование положительной мотивации к обучению. Активно используются упражнения на развитие речи, внимания, мышления, логики, а также мелкой моторики и подготовки руки к письму. Важно, чтобы до начала школы ребенок приобрел навыки самообслуживания, научился общаться с другими детьми и взрослыми, мог выполнять требования, предъявляемые к первокласснику.

«Младшая школа» заставляет родителей задуматься, насколько легко дается ребенку учеба, ладит ли он с товарищами и учителями, может ли выполнять школьные правила. Нарушения внимания, гиперактивность, драчливость требуют вмешательства специалиста — и проведения коррекционных занятий. Важное значение приобретают навыки осознанного пересказа прослушанного или прочитанного. Один из вариантов тренинга, направленный на профилактику и коррекцию нарушений процесса обучения, включает в себя пересказ коротких хрестоматийных рассказов.

Тренинги эффективного общения могут включать в себя уже не только игровую часть, но и мини-лекцию.

Коррекционные тренинги школьной успешности полезны деткам, которые в силу психологических причин или недостаточной зрелости нервной системы не могут успешно усваивать школьный материал.

Детские психологические лагеря принимают детей с 7—8 лет. Вот где можно раскрыть свои способности, попробовать быть лидером, научиться дружбе, взаимопомощи и ответственности! Постоянное психологическое сопровождение позволяет специалистам ненавязчиво корректировать поведение детей, помогая каждому стать взрослее, увереннее и сильнее. Игры и занятия в рамках такого длительного тренинга ориентированы на развитие личности, формирование положительной самооценки и уверенности в своих силах. После 2 недель (лагерь обычно принимает детей на каникулах) проводится родительское собрание, где каждый получает информацию об особенностях характера и поведения ребенка, рекомендации и результаты тестирования. Не секрет, что дети иногда в компании сверстников ведут себя совсем иначе, чем дома, с близкими, стесняются поделиться своими переживаниями или просто не осознают, что можно общаться более эффективно.

Подростковый возраст — один из самых сложных. Становление личности, вечные вопросы о смысле жизни и системе ценностей, своем месте и роли в мире взрослых, первая любовь и профессиональная ориентация — вопросы, с ответами на которые так легко ошибиться. Низкая или неустойчивая самооценка и высокий уровень притязаний вызывают внутренние конфликты, постоянное эмоциональное напряжение и множество комплексов. С ними можно справляться по-разному. Именно в этом возрасте многие дети начинают курить, пробуют алкоголь и наркотики. Чтобы этого не случилось, лучше вовремя обратить внимание на психологический дискомфорт, который испытывает подросток. Психологические тренинги в атмосфере безусловного принятия окажутся в этом случае самым эффективным способом сохранить здоровье.

Научиться вести себя в любой ситуации достойно, выработать правильную самооценку, научиться принимать и понимать и себя, и близких людей, снизить уровень тревоги и конфликтности помогут специальные тренинги, которые могут проходить как встречи, раз в неделю, или циклами, ежедневно, в течение 2—3 дней. Для подростков актуальны тренинги социальной успешности, приобретения качеств лидера, а также занятия, позволяющие провести подробный анализ склонностей и способностей в рамках профессиональной ориентации.

Чтобы научиться жить в мире с собой и другими, одних знаний недостаточно. Нужна практика, тренировка. Точнее — тренинг. 

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.