Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Какой пассаж!

Спрос на торговые площади в Северной столице породил настоящий бум на торговые центры, пассажи и комплексы. Как говорится, спрос рождает предложение. По оценкам специалистов, потребуется всего лишь год-полтора, чтобы по объемам строительства Петербург догнал Москву. Но готовы ли к этому сами петербуржцы? Насколько новые торговые комплексы вписываются в архитектуру Петербурга и соответствуют его историческим традициям?

 

 

При царе Алексее Михайловиче все было просто: местные товары приобретали в городских лавках, за иностранными же изюминками отправлялись на специальный торг. Такое разделение позволяло не только отслеживать товарные потоки, но и быстро собирать необходимые пошлины. Царь-реформатор Петр «перекроил» и эту сферу. Впрочем, лично он здесь не при чем — изменилось время. По всей Европе (да и по России), как грибы после дождя росли города, а с ними и число покупателей. Спрос, как известно, рождает предложение. Первые русские пассажи появились не в городах, а на ведущих ярмарках. Так, в 1783 году архитектор Дж. Кваренги предложил реорганизовать вторую по известности Коренную ярмарку под Курском. Строительство было закончено лишь в 1812 году. В отличие от своих заграничных предшественников, вырубленных из дерева, торговый дом был построен из камня.
Параллельно шла работа и над вторым пассажем на знаменитейшей Макарьевской ярмарке. Несмотря на то, что предложенный Дж. Кваренги в 1799 году проект был отложен, задумки автора воплотились в плане 1804 года. Еще в XVIII веке Кваренги спроектировал то, о чем много говорят сейчас. Пассаж Макарьевской ярмарки предусматривал как торговые, складские, конторские, так и жилые помещения. При этом архитектор не делил (как это было сделано на Коренной ярмарке) лавки каменными стенами, сохранив лишь несущие опоры, что позволяло перекраивать внутреннее пространство согласно требованиям времени. Проект предусматривал три этажа и был доминирующим акцентом в общей панораме Макарьевского монастыря и низкого волжского левобережья.


Специфика града Петра  Общемировая статистика свидетельствует: 80% пассажных композиций — крытые. Для Петербурга с его несносной погодой это более чем актуально. Поэтому не так давно обсуждался проект преобразования Невского проспекта в огромный комплекс. В отношении открытости проект носит комбинированный характер, то есть проспект останется открытым, но будет дополнен мини-атриумами жилых дворов. Добавятся и подземные помещения. Но это будущее. Что же касается прошлого…
Первая пассажная галерея появилась в Париже в 1788 году. В России первым торговым зданием, возведенным по типу пассажа в 1842 году, стала Галицинская галерея (архитектор М.Д. Быковский). Имела она одну торговую линию и трехчастное построение: два трехэтажных корпуса, между которыми пряталось основное здание — двухэтажное. Петербург наверстал упущенное лишь в 1848 году с открытием Пассажа, возведенного графом Я.Э. Стенбок-Фермором напротив Гостиного двора. Граф выкупил два смежных участка, где собирался построить крытую проходную галерею наподобие Лондонских и Парижских пассажей. В мечтах создателю рисовались зимние сады, театральные залы, офисы и квартиры (под торговлю отводились подвал и первый этаж). В утвержденном в 1846 году проекте места зимним садам и подвальным отделам не нашлось, а театральный зал был заменен на концертный. Петербургский пассаж стал уникальным сооружением своего времени — как по пространственному построению, так и в функциональном решении торговых площадей. В целом же, стоит признать абсолютное лидерство российской креативной мысли перед европейской. То, что сейчас считается верхом совершенства в Европе, у нас было воплощено в жизнь пару столетий тому назад.


Сегодняшний день  Для справки: под пассажами обычно понимают крытые пешеходные пути вдоль торговых зон, которые либо являются продолжением городских улиц, либо образуют самостоятельные системы внутренних коммуникаций, либо объединяют и то, и другое. В принципе, пассажем можно назвать и украсившие в Петербурге практически каждую станцию метро павильоны. Эти конструкции из стекла и железа вполне отвечают последним европейским пассажным течениям. После промышленной революции именно они считаются верхом архитектурной мысли, поскольку позволяют воплощать самые смелые идеи, как в области экстерьера, так и интерьера. Однако в Петербурге подобные сооружения похожи друг на друга, как близнецы: 2-3 этажа, масса закусочных, зал игровых автоматов и несколько действительно стоящих отделов. Может быть, поэтому «на зыринг» и «в отрыв» большинство петербуржцев все же отправляются в более «продвинутые» заведения: Пассаж на Невском, Гранд-Палас, Владимирский Пассаж.


Опыт — сын ошибок  Был в истории пассажей и период заблуждений. Погоня за выгодой породила нездоровую погоню за этажностью универмагов. Но мировой опыт показал: рентабельность торговых площадей не поднимается выше второго этажа. Верхние этажи обычно используют под выставочные залы, гостиничные номера и т. п. К слову, по подсчетам американских специалистов, эксплуатационные расходы на один квадратный метр одноэтажного торгового здания значительно ниже, чем многоэтажного. В середине 80-х эти данные легли в основу реконструкции торгового центра между улицей Марата и Владимирским проспектом, где помимо двух пассажей предусматривалось множество разнообразных предприятий и учреждений: отелей, обширного ресторанного комплекса, и даже филиал театрального музея со зрительным залом. Высота комплекса приближалась к пятому этажу. Увы, не все из перечисленного было воплощено в жизнь. Почти два столетия психологи, архитекторы, социологи, маркетологи и масса других специалистов борется за то, чтобы мы расставались со своими кровными со вкусом, без сожаления, без тени сомнения, без упрека. Не будем же их разочаровывать и простимся с очередной кучкой наличных легко и непринужденно. Тем более, что в Петербурге тратить деньги значительно приятнее, ведь для этого есть столько красивых и модных мест.

  Ксения Сологуб

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.