В декабре этого года ювелирный завод «Альфа» отмечает 15-летний юбилей. Это петербургское предприятие известно далеко за пределами России, более чем в двадцати странах мира. И во многом благодаря тому, что возрождает редкую и необыкновенно красивую ювелирную технику Фаберже. Пасхальные яйца в стиле Фаберже, будь то сувенир, кулон или серьги, – символ достатка, благополучия и удачи. Удача необходима каждому. В свое время, как считает генеральный директор завода Николай Зинатович Шайдуллин, он сам удачно попал в ювелирную отрасль…
- Николай Зинатович, вы - директор ювелирного завода, но сами, кроме часов, никаких украшений не носите!
- Да, потому что я как потребитель спокойно отношусь к ювелирным украшениям. А вот смотреть на них я люблю… Представляете, сколько красоты перед моими глазами за эти годы прошло?
- Говорят, что никто не оденет женщину лучше, чем мужчина-модельер. Можно ли так же сказать о мужчине-ювелире?
- Может быть, но у нас на заводе дизайнеры ювелирных украшений - и женщины, и мужчины. Главное, чтобы созданные ими вещи пользовались спросом. Сейчас мы осваиваем более 100 новых моделей в месяц и постоянно изучаем интерес покупателей. Для этого во всех наших фирменных магазинах мы отслеживаем, что покупают больше всего и соответственно корректируем ассортимент продукции. Если вещь не пользуется спросом, ее покупают мало или не приобретают вовсе - мы тут же снимаем ее с производства и придумываем новые образцы.
- Мода на ювелирные украшения существует или это вымысел коммерсантов? И как она формируется?
- Существует (улыбается). О том, какая она, можно узнать, приняв участие в ювелирных выставках. Самые лучшие из них проходят в Базеле в Швейцарии, в Лас-Вегасе, в Нью-Йорке. «Альфа» во всех участвует. По большому счету, весь мир крутится вокруг кольца, все ювелирные предприятия пытаются привлечь покупателя. А чем можно его завоевать, что изобрести? Мы сделали ставку на стиль Фаберже, и очень гордимся, что Т.Ф. Фаберже, когда изучала ювелирное направление в России, выбрала именно нашу фирму. Что касается моды, не скажу, что мы законодатели, но мы следим за модой, общаясь на ювелирных выставках, различных совещаниях ювелиров России, в Ассамблее ювелиров Санкт-Петербурга, обмениваемся своими взглядами о том, что будет модно, например, в 2008-2009 годах. Естественно, нельзя предложить что-то конкретное, но почувствовать этот рынок – наша обязанность, в этом направлении работают главный художник, дизайнеры и коммерческий отдел.
- Какая роль в определении будущего ассортимента принадлежит лично вам?
- Я не определяю ассортимент и могу лишь организовать его производство как менеджер. Конечный продукт определяет только покупатель.
- Насколько консервативна ювелирная отрасль и есть ли операции, которые технологически не меняются годами?
- Прогресс технологий в ювелирной отрасли можно сравнить с производством «мерседеса» (улыбается). Автомобиль этой марки выпускался и в конце 20-х прошлого века, но это была совсем другая машина, нежели сегодня, а все эти годы постоянно появлялось что-то новое. То же самое в ювелирной отрасли, по развитию которой можно отслеживать историю страны. Современные технологии Левшу обойдут! Кстати, на «Альфе» разработана ювелирная технология, не имеющая мировых аналогов. С ее помощью мы получили возможность упростить производство отдельных видов продукции и сделать ее еще более качественной и красивой. Вот, например, эти серебряные рюмки (показывает рюмку в виде головы медведя), сделаны по новой технологии. Ювелирная отрасль не стоит на месте – осваиваются новые технологии, оборудование.
- Вы используете импортное оборудование?
- Да, потому что, к сожалению, в России сегодня нет ни одного предприятия, которое делало бы специальные литьевые машины, полировальные установки или необходимый нам инструмент. В советские времена их выпускали, но тогда на них и не существовало особого спроса, потому что в стране было всего 15-16 ювелирных фабрик. Люди были рады купить хоть что-то из золота, даже не задумываясь о дизайне. Сегодня же в отрасли огромная конкуренция, что очень хорошо для покупателя, потому что теперь у него есть выбор. Когда-то мы стояли в очереди за обручальными кольцами. А что может быть проще обручального кольца в мире «ювелирки»? Ничего! Да сейчас уже и методы изготовления обручального кольца новые.
- Какие?
- Обручальные кольца выпускаются почти без участия человека: сырье подается в станок, программу запустил – и готово! Можно цвет металла поменять, рисунок… Сейчас даже камни на обручальные кольца станок крепит!
- Вопрос как к профессионалу – почему у нас традиционно для ювелирных изделий используется «красное» золото и почему в разных странах различные предпочтения к цвету золотых изделий?
- Во времена Советского Союза у нас повсеместно был красный цвет золота, а бижутерию делали желтого цвета. У покупателей с тех пор сложился стереотип: желтый цвет – бижутерия. Это отложилось в памяти, но постепенно восприятие меняется. Вообще-то цвет золота регулируется лигатурой – сплавом нескольких компонентов, которые добавляют в чистое золото, что придает ему оттенок и прочность. В основном это медь, цинк, серебро. Если золото 585-й пробы, то в одном килограмме 585 граммов чистого золота, а остальное – добавки. Во всем мире больше предпочитают желтый цвет золота, хотя, например, в Германии покупают и красные изделия. Возможно, потому, что там живет много наших соотечественников.
- В антикварных магазинах можно увидеть золотые и серебряные портсигары советского периода. Сейчас выпускается что-либо подобное?
- Да, причем, поскольку у нас многопрофильное предприятие, мы можем выполнить любой заказ. Нужны только эскизы и деньги. Проблем с сырьем сейчас нет – в нашем распоряжении любые камни и металлы.
- Что, на ваш взгляд, оказалось самым востребованным в течение 15 лет существования завода «Альфа»? Какая продукция вне конкуренции?
- Яйцо в стиле Фаберже. Эти ювелирные изделия мы стали выпускать с момента открытия предприятия. Яйцо - это начало, символ жизни, в каком-то смысле аналогия названию нашего завода, как альфа - первая буква ювелирного алфавита.
Беседовал Марианна Николина
Фото Вадима Нехаева
|