Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Российское ювелирное искусство: Драгоценности в тени истории

Российское ювелирное искусствоРоссийское ювелирное искусство: взлеты и падения, драгметаллы и самоцветы, харизматичные личности и безликая массовка. Белое пятно истории искусств? Где грань между массовым и уникальным? Может ли художник, следуя ветреной моде, угодить в вечность? Знаете ли вы фамилию хоть одного мастера ювелирного дела, за исключением Фаберже? Знакомы ли вам произведения ювелирного искусства, не считая пресловутых яиц? История пишется сегодня. Каждый день. Нужно только уметь читать ее, в том числе и между строк.
В истории отечественного ювелирного искусства рубеж XIX – XX веков – поистине золотое время. Профессиональные художники уходят в тадиционное ремесленное производство. Изучаются старинные и активно применяются современные технологии. Небывалый успех сопровождает российские украшения на всемирных выставках… Заканчивается это все не сказать, чтобы внезапно, но бесповоротно и безнадежно. Победившему в семнадцатом году рабочему классу оказались не нужны не только цепи-оковы, но и их изяящные дальние родственники. Доставшееся в наследство от «мира насилья» стало оцениваться исключительно на вес: драгоценные парюры, диадемы и эгреты разбирались на составляющие, металл шел в переплавку, камни продавались и обменивались на хлеб, оружие, орудия производства. Молодая республика со временем оправилась, но ювелирное искусство на несколько десятилетий было сведено до уровня промышленного производства незатейливого блестящего ширпотреба.

До сих пор произведения ювелирного искусства, словно металлический лом, оценивают в граммах или каратах. Попробовал бы кто-нибудь измерить стоимость квадратного сантиметра живописного холста Рембранта или Ван Гога. Странно? Смешно? Однако материалистический подход к украшениям – не только тяжелое наследие прошлого, но и неизбежная составляющая декоративно-прикладного искусства.

Как ни странно, в Советском Союзе тоже был ювелирный дизайн. Позицию «впереди планеты всей» полагалось удерживать не только в области космоса и фигурного катания. Бороться за честь страны надлежало и на художественно-промышленном поприще, в том числе и в драгоценных материалах. Работы наших художников выставлялись на международных выставках и регулярно собирали вымпелы, призы и подарки. Хотя эта часть отечественных достижений была не то чтобы строго засекречена, но информацией о ней общественность практически не обладала и не обладает. И уж тем более никто не знает о том, какую роль сыграли в ювелирной советской эстетике женщины. Речь пойдет о двух знаковых фигурах петербургского дизайна – Юте Паас-Александровой и Вере Поволоцкой.

Юта Иоханнесовна Паас-Александрова
Первый художник-ювелир, принятый в Ленинградское отделение Союза художников. Ее работы удивительно лиричны и, при внешней прибалтийской сдержанности, исключительно эмоциональны. Она окончила отделение обработки металлов Таллинского художественного института, единственного в Советском Союзе, где широко преподавался курс ювелирного искусства. Творчество Паас-Александровой – не ко времени экспериментально; ее эксцентричные работы (кулоны с меховой отделкой, к примеру) редко доходили до советских модниц и в основном оседали в музейных коллекциях. Она увлекается растительными мотивами: в ее образных брошах или подвесках легко узнать лист осины, тополя, одуванчик или даже корень женьшеня. При работе с самоцветами Александрова всегда играет на контрасте, соединяя утонченную ковку металлической части изделия с природной грубостью камня. Юта Иоханнесовна преподавала в Мухинском училище, ездила с лекциями и консультациями по всему Союзу; неудивительно, что российский ювелирный мир до сих пор полон ее учеников, последователей и подражателей.

Вера Георгиевна Поволоцкая

Заслуженный художник России, окончила училище имени Мухиной в 1957 году и начала карьеру на Ленинградской ювелирной фабрике. Как дипломированный керамист, поначалу она занималась декоративной посудой. К тому времени на фабрике наладился выпуск дорогостоящих подносов и пуншевых чашек, изукрашенных эмалями и прочей развесистой клюквой в неорусском стиле. Поволоцкая устроила настоящую революцию, разработав сервизы, предметы которых отличались современным дизайном. За сервизами последовали украшения. Практически всю свою жизнь работая художником в ювелирной промышленности, Вера Георгиевна создавала не только эксклюзивные произведения, но и предметы массового, мелкосерийного производства. Копеечные броши из томпака и других недрагоценных материалов, популярные в шестедесятые–семидесятые годы, были сделаны по ее эскизам, например, знаменитая эмалевая брошь, ставшая фирменным знаком магазина «Березка». Как результат – тысячи советских граждан видели или носили ее работы, даже не подозревая об имени автора.

Российское ювелирное искусствоРаботы Веры Георгиевны демонстрировались на более чем трехстах всесоюзных и российских выставках и не раз побеждали на многочисленных международных конкурсах. Ее работы отличают лаконизм, эстетствующая конструктивность, игра на контрастах цвета, поверхностей. Безошибочное владение пропорциями позволяет предполагать авторскую универсальность – в зависимости от масштаба и материала они могут быть и ювелирными украшениями, и монументальными скульптурами.

С наступлением третьего тысячелетия выходят из тени дизайнеры-ювелиры. Развивающийся капитализм теснит художников в область нашего современного «всего» – моды. Хорошим тоном становится не только одеваться у художников‑модельеров, но и носить авторские украшения. Полувековая ювелирная пауза разрушила национальную школу, но вместе с тем уберегла нас от западного концептуального беспредела. Удобство и «носибельность» украшений среди отечественных дизайнеров вовсе не считается дурным тоном. Абстрактные идеи они стараются адаптирвать к желаниям вполне материальных девушек. Девушек это, естественно, радует, а искусствоведам-профессионалам, внушает надежду на возрождение российского авторского дизайна.

Яркие, цветные эмали с драгоценными самоцветами Анны Терещенковой греют душу и радуют взгляд. Анна – ученица Паас-Александровой. Человека в ее украшениях видно издалека, Терещенкова предпочитает крупные формы. Она работает в разных техниках: живописной, гильошированной, инкрустирует эмали золотом или серебром. Временами Терещенкова отказывается от лакончности и простоты «металлокаркаса» изделия и начинает вить колье, цепочки и кольца из серебряной проволоки. Нежный звон ее украшений из серебряного трикотажа можно услышать на многочисленных европейских выставках.

Анна Фаныгина окончила физико‑математический факультет латвийского университета в 1994 году, а через шесть лет – отделение металлодизайна Рижского колледжа прикладного искусства. Когда рассматриваешь работы Фаныгиной, возникает впечатление, что на ее стиль сильно повлияли годы, проведенные в обнимку с логарифмическими линейками: коллекции точны, концептуально выверены и лаконичны.

Нарочитая простота ювелирной серии «Серебряная латынь» отсылает нас к временам, когда кольца, серьги или браслеты исполняли не только декоративную функцию, но и несли сакральный смысл. Изделия украшают крылатые фразы, девизы и пожелания на латыни. Согласитесь, собираясь на свет­ский раут в колье с надписью «пришел, увидел, победил», вы вряд ли позволите себе провести весь вечер в углу с одиноким коктейлем. Часть предметов выполнены из электрума – редкого сплава золота и серебра, использовавшегося в Древней Греции, Древнем Египте и в Древнем Риме.

Российское ювелирное искусствоКоллекция «Рожденный в Венеции» посвящена великолепию и угасанию величественного итальянского города. Документальные кадры площадей, палаццио и каналов обработанны и нанесены на керамические пластины. Фотографии древней архитектуры ювелир обрамляет в состаренное серебро; для того чтобы окончательно почувствовать себя на Средиземноморье, не хватает только характерного сладковатого запаха тления. Что, впрочем, вполне восполнимо парой капель гуччевских «Envy» и алыми туфельками на высокой платформе. 

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.