Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Осколок рая

Для меня всегда было загадкой: зачем измученные нашей нелегкой повседневностью люди заводят шесть соток и мчатся туда и после работы, и в выходные, и в отпуск? С детьми, кошками, саженцами и кошелками? Расспрашивала и друзей, и знакомых, но удовлетворительного ответа не услышала. Говорят разное: кому нравится в земле копаться, кто-то заботится об экологически чистой пище, кого теща заставляет. А может быть, дело вовсе не в этом? А в том, что сад — это прообраз рая, прославленный во многих земных образцах.

 

Мир богов В самом деле, само слово сад навевает мысли о волшебстве. И не случайно. Это — один из древнейших символов нашей культуры, воплощающих неувядаемо привлекательный и наглядный образ рая. Его истоки коренятся в глубинном мифологическом слое нашей культуры, а значит, и в глубине каждого из нас. В западной традиции библейский образ райского сада связан с самым счастливым, благостным временем, когда люди, изначально безгрешные и бессмертные, были или могли стать богоравными: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке… и взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его», — так говорится в Книге Бытия. Итак, первый сад причастен к миру богов, и первый садовник, сторож сада — Бог, передавший свое умение культурному герою, и через него — смертным людям.

Что же такое райский сад? Это — блаженное место, царство вечного довольства и счастья. Там — насыщенная полнота бытия, неизбывное изобилие, там — укрытый, упорядоченный и украшенный мир. Сад — это и то, что специально посажено, и огород — то, что огорожено. Совсем как в наших садах-огородах на шести сотках. Первосад располагался на небесах, и его цветами были звезды, а деревьями —солнце, луна и облака. В райском саду росли невиданные деревья, по которым можно подниматься на небо и спускаться обратно на землю. В отличие от деревьев, покрытых только листвой или иголками, они несли на себе и чудесные плоды, то есть изобильную пищу и питье. Из него вытекали реки неземной благодати. Во многих легендах звучат мотивы райских вод, таинственно подмешивающихся к водам земли и уменьшающих их горечь. Именно в таком мире и должен жить человек, если бы не пришлось ему расплачиваться за грехопадение своих праотцев Адама и Евы.

Райское разнообразие Сходные сюжеты о райских местах встречаются в мифах почти всех народов. Так, рай древнеиндийского ведийского бога Индры расположен на вершине волшебной горы Меру. Здесь, в столице Амаравати, находится дворец божества Пушкарамалини, окруженный садом Нанданой. В нем растут необыкновенные деревья кальпаврикши, исполняющие желания, и живет волшебная корова изобилия Сурабхи, праматерь коров. Здесь обитают боги, богоподобные мудрецы и великие герои. Сюда же попадают после смерти воины, павшие на поле битвы, чтобы потом возродиться на земле в новом обличье. А мусульманский рай джанна, расположенный на восьми небесных сферах! Там раскинулись темно-зеленые Сады Благодати, и в Обители Вечного Пребывания журчат прохладные источники и текут реки из непортящейся воды и нескисающего молока, из сладостного вина и очищенного меда. Праведники в парчовых одеяниях и серебряных ожерельях возлежат там на расшитых ложах и коврах среди этих садов, им прислуживают вечно юные отроки, обходящие их с сосудами из хрусталя и серебра, а в супруги им даны черноокие и благоуханные девы-гурии. Рядом с ними находятся и их жены, к которым чудесным образом вернулись молодость и невинность. Древние китайцы поместили рай на острове Пэнлай; иранцы верили в существование райской сверкающей обители Арты; то есть истины, или в «гарадману», то есть в «дом хвалы» или «дом вознаграждения»; кельты не сомневались в существовании Аваллона, чудесной потусторонней страны, куда можно попасть, плывя на стеклянной ладье.

Не обошлось без райского сада и в сказках. В «Тридесятом царстве» обязательно цветут сады, да еще с молодильными яблоками, и текут молочные реки с кисельными берегами, а с людьми, попавшими туда, обязательно случаются всякие чудеса. Словом, в небесных райских истоках сада в давние времена никто не сомневался, потому что «всемогущий Бог первым посадил сад», как утверждал Ф.Бэкон в эссе «О садах». Этот божественный идеал в разные времена и в разных странах люди пытались воплотить на земле, создавая самые разные сады и сочетая в них настроения и мечты своего времени с нуждами повседневного быта. Как бы ни назывались сады —летейские поля, райские кущи, священные рощи — во все века в них старались сохранить главные атрибуты райской жизни: зеленые деревья, поющие птицы, душистые цветы. И, конечно, создавали сад как окно в мир далекой мечты, как образ иной, не повседневной реальности. Не потому ли некоторые сады так прославились в веках, что их создатели сумели воплотить свою мечту? Вспомним Висячие сады Семирамиды или Бельведер Ватикана, сады шаха Бабура или сады Боболи, Версаль или китайские сады Сучжоу.

Город-сад А наш Петербург? Город, задуманный Петром I не только как военно-морская столица, где он собирался «ногою твердой стать при море» «назло надменному соседу» и не только как «фасада» новой России, но и как рай, «парадиз». Строитель «парадиза» всю жизнь испытывал к садам особое отношение. Может быть, потому, что с ними были связаны самые светлые воспоминания его непростого детства. В Кремлевских и Измайловских садах учили маленького Петра грамоте, там же проходили его первые игры, «марсовы» и «нептуновы» потехи, переросшие потом в серьезные дела. В садах он мечтал. И решил в Санкт-Петербурге воплощать свои мечты в жизнь. Шла война, а он, в числе прочего, придирчиво занимался садами, и потому почти все сады Петербурга и его ближайших окрестностей имеют общую дату основания — первые десятилетия XVIII в., когда Россия во главе с Петром Великим вернула ижорские земли. Именно в петровское время были основаны Летний сад, многочисленные садово-парковые ансамбли на берегу Фонтанки и прославленные парки Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума, Царского Села, Гатчины. Все знаменитые сады, начиная от самого первого, библейского, не перечесть.

Изысканное «блюдо» Сад, порождение и природы и культуры, как никакое другое творение воздействует на нас глубоко эмоционально, затрагивая почти все чувства. Зелень деревьев, красота цветов, беседок и мостиков ласкает глаз; пение птиц, шорох трав, журчание струй тешат слух; напоенный ароматами воздух заставляет дышать глубже; сочные плоды тают во рту; рукам приятно ощущать шероховатость древесной коры или гладкость мраморного изваяния, а ногам — пружинящую твердость земли.

Но садом можно было не только любоваться. В нем можно было принимать близких друзей и устраивать официальные приемы; уединяться для молитвы, философской беседы или любовного свидания. В садах играли, пели, музицировали, созерцали. Сады изумляли прихотливостью лабиринтов, экзотическими растениями, птицами и животными, затейливыми архитектурными сооружениями, которые демонстрировали вкус хозяев. Садами «угощали» как редким изысканным блюдом. Наблюдая смену времен года в саду, мы невольно задумываемся об ее быстротечности. Наконец, сад мог восприниматься как своеобразное учебное помещение, как класс, в котором надлежало учиться, как, например, в Летнем саду Петра Великого. Неслучайно Ж. Делиль в своей поэме «Сады» утверждал, что сады и впрямь «говорят», «вещают», «дают уроки». Наконец, сад вырывал человека из повседневной жизненной рутины. .

Так что, вполне может быть, что заветные шесть соток для их хозяев — не что иное, как «Эдема сколок сокращенный!»

Маргарита Альбедиль

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.