Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Что сильнее: любовь или смерть?

О любви написано неисчислимое количество стихов, песен, поэм, романсов, романов и даже философских сочинений. Во все времена и во всех землях любви посвящались лучшие слова, лучшие созвучия, лучшие произведения искусства. Без любви не удалось прожить жизнь еще ни одному нормальному человеку. Любить можно детей, родителей, свою родину, природу, свое дело, самого себя, идею, красивую вещь, наконец, лучшую на свете женщину или лучшего на свете мужчину. Да мало ли достойных объектов! Неслучайно философы и мудрецы определяли это чувство как «корень жизни» и как «мерило человечности». Нельзя не согласиться с ними, что любовь — главная созидательница жизни и ее главная движущая сила.

 

Только одна другая тема всегда волновала людей также сильно, как любовь — это смерть. О ней тоже написано немало строк — горьких, печальных, взволнованных, утешающих, мудрых. Смерть, уничтожающая жизнь, и любовь, ее создающая, часто идут по жизни вместе. Прав был Платон, сказавший, что «умереть друг за друга готовы одни только любящие…» Смерть всевластна, и никому не удается ее избежать. Но бывает, что любовь побеждает смерть. Об этом рассказывается в одной древнеиндийской легенде.

…У правителя племени мадров была красавица дочь по имени Савитри. Следуя обычаю, она сама нашла себе супруга — не в царском дворце, а в лесной хижине. Юноша Сатьяван жил там вместе со слепым отцом: тот лишился зрения в тот самый день, когда родился Сатьяван. Заклятый враг его, соседний раджа, отнял у него царство, и пришлось несчастному с женой и младенцем переселиться в глухую лесную обитель. Там и вырос Сатьяван, которого Савитри сердцем выбрала себе в мужья, и никого другого она не хотела. Был он могуч и благоразумен, правдив и кроток, сдержан и дружелюбен, почтителен к старшим и стоек. Но мудрец предрек, что коротко будет его земное существование, и жизни ему отпущено ровно один год.

Но Савитри, узнав об этом, ответила отцу, что решение ее неизменно: «Лишь один раз выходит девушка замуж, а это все равно, что родиться на свет или умереть!» Совершили свадебный обряд, и зажили молодые в лесу. Счастлива была Савитри, обретя желанного супруга; счастлив был и Сатьяван рядом с одаренной всеми достоинствами супругой. Она ухаживала за ним и его престарелыми родителями, всегда была весела и услужлива, приветлива и скромна, но ни на минуту не забывала, что неминуемо приближается роковой срок…

Быстро пролетел год, осталось четыре дня до страшного часа, и приняла молодая жена суровый обет. Она решила стоять неподвижно днем и ночью, не шевелясь и не принимая пищи. Как ни отговаривали ее близкие, не отступала она от своего решения и выполнила обет. В последний день Савитри с трепетом считала часы и минуты. И вдруг увидела, что Сатьяван берет топор и собирается в лес. Она вызвалась пойти вместе с ним, и Сатьяван взял жену с собой. Он рубил дрова, но вдруг выронил топор и пожаловался на головную боль, сказав, что хочется ему спать, и нет больше сил держаться на ногах.

Савитри помогла мужу улечься, положила его голову к себе на колени и замерла: приблизились предсказанные мудрецом день, час и минута… Вдруг показалось ей, что кто-то бесшумно приблизился. Присмотрелась: рядом стоял человек с пепельно-бледным лицом и огненными очами, не спуская их с Сатьявана; а в руках он держал веревочную петлю, с какой ходит обычно бог смерти Яма.

– Кончена жизнь твоего супруга, и я явился за ней. Этой веревочной петлей извлеку я ее и унесу прочь, а здесь останется лишь его бездыханное тело, которое ты предашь огню, — сказал бог смерти. Он сделал все, как обещал и отправился на юг, где находилось царство мертвых.

А Савитри отправилась за ним следом. Бог смерти велел ей возвращаться, совершить, как положено, обряд погребения и расстаться с телом мужа. Но Савитри, не отставая от него ни на шаг, ответила, что она всего лишь выполняет долг жены и следует за мужем, как учили ее старшие. Яма был доволен ее словами и предложил ей выбрать любой дар, какой она пожелает, кроме жизни своего супруга. Савитри, не долго думая, попросила вернуть зрение отцу ее мужа. Яма согласился:

– Пусть будет так. Завтра он проснется и увидит свет солнца. А теперь возвращайся домой.

Но Савитри была непреклонна. Она сказала, что совсем не чувствует усталости возле своего мужа, потому что его путь — это ее путь. И не упустила случая польстить богу: «Встреча с добрым человеком не может остаться бесплодной, и к обществу добрых нам всем надлежит стремиться». И эти слова понравились Яме, и опять он сказал, что она может просить все, что угодно, кроме жизни своего супруга. И тогда царевна попросила, чтобы отец ее супруга вернул себе царство.

Во второй раз выполнил Яма свое обещание: скоро царь вернет свое царство, но царевне все же надо поскорее возвращаться домой. Савитри же, словно не слыша, продолжала:

– Я часто размышляю о праведной жизни. По-моему, праведно жить — значит, не причинять зла живым существам ни помыслом, ни словом, ни делом, быть одинаково милосердным и к врагу и к другу и быть одинаково щедрым и приветливым со всеми.

Эти слова были приятны богу смерти, как напиток, утоляющий жажду, и он в третий раз предложил Савитри выбрать любой дар, кроме жизни своего супруга. На этот раз преданная супруга попросила подарить ее отцу, мечтающему о сыновьях, сто могучих и отважных сыновей для продления рода. И эту просьбу выполнил Яма, и опять отослал Савитри обратно. Но та, как ни в чем не бывало, продолжила свою речь, услаждая слух бога смерти комплиментами. Она сказала, что его подданные именуют его сыном солнца, что они живут в царстве справедливости и потому нарекли его также и царем справедливости, а выше доверия, чем к добрым и справедливым, не бывает. Яма, который привык к тому, что все его страшатся и избегают, был необычайно доволен приятными речами Савитри и в четвертый раз предложил ей выбрать любой дар, кроме жизни своего супруга. На этот раз преданная супруга попросила:

– Пусть я рожу Сатьявану сто смелых и сильных сыновей!

И опять пообещал Яма выполнить ее просьбу, приказав ей, наконец, возвращаться домой. А Савитри по-прежнему продолжала рассуждать о соблюдении долга, о том, что жизнь на земле возможна лишь благодаря добру, которое творят люди и о других подобных вещах, подкрепляя свои мысли серьезными доводами. Бог смерти не мог не признать, что Савитри и умна, и справедлива. Растроганный ее прекрасными речами, он предложил ей выбрать последний дар.

И Савитри выбрала жизнь Сатьявана, потому что она чувствовала себя мертвой без своего супруга. Богу смерти ничего не оставалось, как ослабить узел своей веревки:

– Свободен твой муж! Уводи его здоровым! Живите долго и пусть будет у вас сто сыновей!

Так Савитри вымолила мужа у бога смерти. Она подошла к тому месту, где лежало его бездыханное тело, обняла его и положила его голову к себе на колени. Сатьяван открыл глаза и сказал:

– Как долго я спал! Почему ты меня не разбудила? Мне снилось, будто черный человек увлекал меня куда-то…

– Действительно, ты долго спал, царевич, — ответила Савитри. — Ты хорошо отдохнул. Вставай, нам пора домой. Родители нас заждались…

Нельзя не признать эту легенду поэтичной, хотя она и не лишена налета некоторого морализаторства. Но интереснее другое: здесь очевидным образом опровергается привычный стереотип, согласно которому все женское — пассивно, а все мужское — активно. Да и в расхожем представлении о том, что от природы мужчина наделен превосходством над женщиной, от рождения ограниченной, несдержанной и коварной, тоже хочется усомниться.

Маргарита Альбедиль

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.