Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Жесткие рамки альтруизма

 

Еще вчера все мы были «коллективистами» и ставили общественное выше личного. Теперь на смену одной исторической эпохе пришла другая, более жесткая и беспощадная — на нас обрушилась стихия индивидуализма. Сегодня самый актуальный лозунг «Каждый сам за себя». Хорошо это или плохо? Попробуем разобраться в этом с биологической точки зрения.

Жертвуя, добьешься многого Дарвиновская теория эволюции и сопутствующая ей «борьба за существование» известна с детства. Казалось бы, всякая тварь неразумная должна заботиться исключительно о себе, а борьба «за того парня» свойственна лишь нам, царям природы, существам высоко духовным. Однако это не так. Альтруизм в различных формах широко распространен в дикой природе и является устоявшимся биологическим понятием.

В основе биологического альтруизма так же, как и в основе альтруизма «духовного», лежит жертвенность. Если один индивидуум готов пожертвовать частью своих ресурсов ради другого, то это и есть альтруизм. Прямой иллюстрацией подобной жертвы является донорство. Человек, сдающий кровь, делится частью своих ресурсов с другим человеком. Биологи и называют индивида-альтруиста донором. В природе такое поведение имеет далеко идущие последствия. Так называемая биологическая «приспособленность» имеет только один надежный критерий — потомство. С формально-эволюционной точки зрения, если у тебя двое детей, а у соседа десять, то грош цена твоему «шестисотому» «Мерседесу»: он победил тебя в борьбе за существование. Поэтому принесение в жертву собственных ресурсов — это, по большому счету, принесение в жертву собственных репродуктивных интересов. В природе такими вещами не шутят. Если индивидуум идет на жертву, значит, у него есть для этого веские основания. Таким основанием может быть только одно: «понимание», что альтруистическое поведение приносит эволюционные выгоды, не достижимые в одиночку.

 

Вампиры впрок Существует масса примеров альтруистического поведения. Любые формы социальной жизни связаны с делегированием жизненно важных функций. Дикая африканская собака добровольно принимает на себя обязанности «воспитательницы» детского сада и заботится обо всех щенках стаи, в то время как «охотники» добывают еду. Воспитательница отказывается от охоты, но охотники не оставят ее голодной и в свою очередь откажутся от части добычи. Существует феномен предупреждения об опасности, когда соседи, принадлежащие к совершенно различным видам, предупреждают друг друга о приближении хищника. Самки сусликов репродуктивного возраста чаще других членов группы предупреждают своих подруг об опасности, хотя тем самым они привлекают внимание хищника к себе и у предупреждающего возрастает риск первым пасть жертвой злодея. Считается, что именно для самок репродуктивного возраста взаимопомощь наиболее выгодна.

Ярким примером альтруизма считается поведение летучих мышей-вампиров. Мыши-вампиры охотятся по ночам и питаются кровью. Однако не все успевают напиться крови в течение ночи. Поэтому те вампиры, которым удалось-таки найти себе жертву, напиваются впрок, чтобы потом поделиться кровью с товарищем, с которым донор даже не обязательно состоит в родстве.

Амебная мафия Существуют и более сложные примеры. Некоторые из известных нам еще со школьных времен амеб демонстрируют сложные формы социального поведения и умение приносить себя в жертву ради общего дела. Дело в том, что большую часть жизни амебы проводят в виде свободно и самостоятельно живущих клеток (амебоидов) и размножаются, также как и бактерии, делением. Но в неблагоприятных условиях они не сговариваясь собираются в гигантские слизни, состоящие из 104-105 клеток. Около двадцати процентов амеб приносят себя в жертву и превращаются в некое подобие столба, поддерживающего остальные клетки. Оставшиеся амебы путем сложных превращений образуют споры, которые способны пережить неблагоприятную ситуацию. Однако самое интересное состоит в том, как именно амебы приносят себя в жертву. Гигантский слизень состоит из амеб различных клонов (в данном случае почти то же самое, что и кланы у сицилийской мафии). Поскольку все в природе заинтересовано в обеспечении светлого будущего именно своему генетическому материалу, то клоны начинают «жульничать». Они пытаются принести в жертву поменьше «своих» и получить таким образом преимущество при спорообразовании. Конфликт между «своими» и «чужими» — дело в естественных условиях обычное, однако поведение амеб явно непоследовательно. Все они собрались ради общего дела, но некоторые решили, что называется, огрести жар чужими руками. Эволюционные последствия подобного поведения не замедлили сказаться: обладая практически всеми необходимыми молекулярными механизмами для превращения в эффективный многоклеточный организм, амебы так и остались амебами, поскольку не выработали механизмов подавления внутренних конфликтов и способов борьбы с «жульничеством».

Альтруизм в отношении родственников — привычное природное явление. Казалось бы, мы хорошо представляем себе, как и почему это происходит. Но некоторые факты свидетельствуют о том, что смысл и сила этого альтруизма выходят далеко за рамки нашего понимания.

Исследователи наблюдали поведение сперматозоидов древесной мыши на пути к неоплодотворенной яйцеклетке. Как известно, сперматозоиды различных самцов вступают друг с другом в бескомпромиссную борьбу за первенство в оплодотворении яйцеклетки. Но сперматозоиды самцов-родственников демонстрировали совершенно иную картину. Дело в том, что, попадая в половые органы самки, сперматозоиды древесной мыши обычно образуют подвижные группы, состоящие из сотен, а иногда и тысяч клеток, так называемые «поезда». Поезда движутся значительно быстрее, чем сперматозоиды-пешеходы, и поэтому быстрее достигают цели. Наличие большого количества поездов осложняет дело, и часть поездов добровольно распадается, отказываясь от борьбы за оплодотворение, одновременно помогая другим сперматозоидам быстрее достигнуть яйцеклетки. Это бесспорный пример альтруизма. Пикантность же ситуации заключается в том, что если генотипы конкурирующих самцов сходны более чем на пятьдесят процентов, то их сперматозоиды будут совершать в отношении друг друга акты альтруизма. Эта стратегия позволяет родственникам выигрывать в конкурентной борьбе с чужаками.

Все приведенные примеры говорят о том, что последовательный индивидуализм является проигрышной стратегией. Родственные кланы или социальные организмы побеждают в конкурентной борьбе только тогда, когда их члены находят компромисс между собственным интересом и интересами всей группы. Общество, в котором живем мы, скорее напоминает поведение амеб в плодовом теле: в то время как некоторые совершают подвиги и демонстрируют чудеса альтруизма, другие жульничают и пожинают плоды этого самоотречения. Не стоит забывать, что амебы так и остались бултыхаться в грязных лужах именно потому, что не сумели победить собственную биологическую глупость.

Георгий Левит

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.