Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

На севере им снится Ереван

ЕреванНаряду с голландцами и немцами армяне являются теми людьми, которые приехали в  Петербург уже в первые годы его основания. Купцы и ремесленники стремились сюда, покровительствуемые самим Петром Великим, который в 1711 году дал Сенату указ: «Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда». Осваивая берега Невы, армяне вскоре образовали свою общину: уже в 1710 году в городе появились так называемые армянские конторы, они же торговые агентства.
Армянская слобода, в которой в основном жили строители, появилась на Невском проспекте, хотя большая часть общины предпочитала Васильевский остров. Позже появились здесь и свои чиновники с военнослужащими.
Заметим, что среди значимых имен, повлиявших на течение российской истории, немало армян. Среди них граф Михаил Лорис-Меликов, министр просвещения России граф Иван Делянов, династия князей Абамелек-Лазаревых. Немало и генеральских фамилий: Алхазов, Аргутинский-Долгоруков, Бебутов, Тер-Гукасов, Лазарев, Шелковников...
В эпоху Советов община распалась, чтобы окончательно возродиться к новому веку.

Церковь и образование
Строительство первой армянской церкви началось в 1740-м по просьбе главы местной армянской общины Гукаса Ширваняна (Луки Ширванова), который получил разрешение на сооружение у императрицы Анны Иоанновны. Церковь начала было строиться во  дворе дома Ширваняна по 3-й линии Васильевского острова, однако так и осталась незаконченной. На вторую попытку армяне решились после известного манифеста Екатерины II о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, изданного в июле 1763 года. 
В 1771 году царица получила челобитную от руководителя армянской общины графа Ивана Лазарева и отвела под здание место на северной стороне Невского проспекта. Автором церкви стал главнейший архитектор города тех лет Юрий Фельтен. Гостиный двор еще не был закончен, а в 1779 году напротив него уже располагался храм Святой Екатерины, прекрасный образец раннего русского классицизма, изящно вписавшийся в ансамбль зданий Невского проспекта. Заметим, что помещенный на фронтоне портика рельеф неизвестного художника посвящен католикосу Григору Просветителю, свершающему крещение царя Трдата III. Последний еще в 301 году принял христианство, по его желанию государственной религией Армении стало христианство.
Церковь была освящена 18 февраля 1780 года духовным предводителем российских армян архиепископом Овсепом Аргутянцом (Иосифом Аргутинским) в присутствии князя Потемкина. В 1865-м здесь появились колокола, а в  1906–1909-м произошла реконструкция. Церковь закрыли в конце 20-х годов прошлого века. По печальной традиции использовали ее под склады, конторы и прочее. Лишь в августе 1992 года храм Святой Екатерины воссоздали. После восстановления, 12 июля 2000 года, церковь прошла обряд освящения, который проводили Патриарх Московский и Всея Руси Алексией II и Верховный Патриарх-Католикос всех армян Гарегин II.
Вторым духовным центром армянского Петербурга является церковь Святого Воскресения, расположенная на восстановленном Армянском Смоленском кладбище.
Обе церкви входят в объединение «Армянская Апостольская Православная Церковь всех армян», которое является учредителем международного Центра по реабилитации и социальной защите детей беженцев «Ласточка». При церкви Святой Екатерины работает Армянское общество Санкт-Петербурга, появившееся в еще 1975 году. Общество издает двуязычную газету «Аватамк» («Веруем). В церковь Святого Воскресения ходят не только за духовным вспоможением, но и за знаниями – в воскресную армянскую школу для детей и взрослых.
А на Невском, 42, расположен учебный центр имени Лазарянов с библиотекой и медицинским центром. Среди учебных предметов – Закон Божий, армянский язык и литература, история армянского народа и многое другое.
Сейчас в Петербурге проживают 40 тысяч армян. Центром общины является национально-культурная автономия, образованная в 2001 году. Активно себя проявляет Землячество армян Санкт-Петербурга, организующее вечеринки и праздники в больших и дорогих клубах города при участии эстрадных звезд Армении. В землячестве можно приобрести диски с национальной музыкой, записаться в группы по обучению танцам, прослушать лекции по истории. Проводятся чемпионаты по шахматам, футболу – принять в них участие может любой человек. Популярен конкурс красоты «Сируник», участвовать в нем могут не только армянки (но и шансов на победу у них не меньше.
Художники объединены в Союз армянских творческих деятелей «Горани». Еще одна молодежная организация – «Нор серунд» («Новое поколение») – квартирует на набережной реки Смоленки, 42.

Рестораны
В армянском землячестве рекомендуют следующие заведения общепита. Семейное заведение «Киликия» (Гороховая ул., 26/40), чье название – аллюзия на Киликийское армянское государство. В одном из шести залов установлена печь, в другом стоит мангал, а в третьем работает эстрадная площадка – вечерами здесь звучит живая музыка.
В «Ели-Пили» (Невский пр., 91/А) порадуют народной кухней и традиционным гостеприимством. Туда можно зайти напрямую, а можно через соседнюю «Jazz & Френию», в которой по пятницам и субботам звучит живая музыка
А закончим мы перечисление «Эриванью» (наб. реки Фонтанки, 51), которая справедливо считается одним из лучших армянских ресторанов в городе. Ценят его не только за отменную кухню, но и великолепную атмосферу.

Куда учиться? В 259-ю!
Когда воскресные школы перестали справляться с наплывом желающих, возникла потребность в более основательном учебном заведении. В 1780 году в Петербурге появился лицей для армянских девушек (заметим, что армянская культура всегда ратовала за то, чтобы грамотная мать учила своих детей читать и писать). Первая армянская школа появилась в 1784 году. В 1913 году их было три. 
Сейчас в городе работает средняя общеобразовательная школа № 259 Адмиралтейского района (наб. Крюкова канала, 3), открытая по просьбе диаспоры после того, как стало окончательно понятно, что одной воскресной многотысячной общине мало. Профильные направления школы – экономическое, юридическое, международных отношений. Работает краеведческий музей «У истоков». С января 2007 года армянский язык стал обязательной дисциплиной для всех детей, которые учатся в этой школе. Все остальные уроки преподаются на русском языке

Праздники
Не дай вам бог попасть на армянский День Нептуна. Будете в этот день в Ереване, не выходите на улицу в дорогом костюме – обольют и не посмотрят, кто вы.
Интересен праздник молодоженов «Трндез», который празднуется за сутки до Дня святого Валентина 13 февраля и, по сути, является его аналогом. Хотя по традициям он более схож с ночью на Ивана Купала – на «Трндез» принято разжигать костер и прыгать через него, загадывая желание.
Есть у армян свое 8 Марта, но называется он День материнства и красоты и празднуется 7 апреля.
И, разумеется, один из самых больших праздников – армянская свадьба, отмечаемая с размахом. В этом году одна из них проходила в ресторане «Палкин» – о ней до сих пор говорят с восторгом. Дело в том, что свадебный обряд одновременно сложен и красочен. Как вам такая традиция: после помолвки угощать друзей жениха и невесты курицей, под которой спрятаны деньги?

Повседневность
АрменияМножество армян города занимаются ресторанным бизнесом, строительством, шоу-бизнесом, владеют цветочными салонами, обувными мастерскими, пекарнями, парикмахерскими. Сейчас старшее поколение петербургских армян покупает недвижимость в Ереване, предпочитая провести старость в Армении. Молодежь, напротив, остается в городе на Неве. Большинство из них учатся в вузах, в которых представлены все национальности.
Марина Диланян родилась в Петербурге, учится на химика. В следующем году собирается серьезно выучить родной язык – говорить на армянском она умеет, однако с письменностью у нее пока что проблемы… Дело в том, что армянская диаспора разношерстна. Здесь немало, к примеру, выходцев из русскоязычных армян, приехавших из родной страны для получения образования, карьеры. Встречаются и деревенские жители, дети из межэтнических браков, эмигранты, прибывшие из других бывших союзных республик. Поскольку Армения долгое время являлась частью СССР, знание родного языка здесь не может считаться признаком высокой ассимилированности общины.
Зарину Петросян одногруппники долгое время принимали за азербайджанку. Вскоре это недоразумение раскрылось, что, впрочем, никак не повлияло на ее отношения с одногруппниками. Она утверждает, что внешняя политика Армении мало отражается на взаимоотношениях, к примеру, с выходцами из Баку. На этнических дискотеках она встречает и русских, и грузин. Зарина говорит, что в ее семье принимают и культуру России, и чтят собственные традиции: «Если наша пасха на неделю раньше православной, то мы и яйца красим, и плов едим. Дома родители разговаривают на армянском. Хотя раньше были проблемы – в школе просили говорить на русском, чтобы не было путаницы в голове. Потом приехали родственники, научили нас русскому.  Кстати, в армянской семье всегда кто-то гостит – это неизбежно».

Радиф КАШАПОВ

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.