Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Огненный плезир

Огненный плезир«Лучше б те миллионы на фейерверк издержаны были, — написал Петр I в записке по поводу одной неразумной траты денег, — нечто б дивное, и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий плезир имел». Нам, современникам лазерных шоу, и не снилось, как фантастически выглядели «огненные потехи», которые устраивали в XVIII веке. Ведь с наступлением вечера города погружались в абсолютную темноту, и даже уличное освещение было тогда диковиной. Но уже при Александре I отошло в тень галантное искусство фейерверков, отступив перед техническом прогрессом. Чем больше фонарей появлялось на улицах, тем меньшую роль играло парадное освещение.

С юности увлекся царевич Петр Алексеевич «потешными огнями». На Потешном дворе собственноручно изготавливал ракеты, шутихи, пиротехнические составы. В 1690 году в подмосковном селе Воскресенском было устроено большое гулянье, на которое собрался весь двор. Праздник начался парадом потешных войск и пушечной пальбой, а закончился грандиозным фейерверком из двух отделений. Во время первого действия одному из придворных прямо на голову упала тяжелая неразорвавшаяся ракета. Несмотря на несчастный случай, был сожжен и второй фейерверк, приготовленный лично семнадцатилетним Петром.

Огненные забавы на Руси традиционно устраивались на Масленицу, во время Рождественских праздников, но Петр и тут завел новый обычай. Фейерверками стали отмечать события государственной важности. Что бы ни праздновалось: годовщина баталии, тезоименитство царя, Новый ли год, тематика фейерверочного зрелища всегда была одна и та же — прославление воинских успехов России. Идея торжества раскрывалась с помощью символов и аллегорий, почерпнутых из литературы, истории, мифологии. Впервые с превеликим изумлением взирали москвичи на диковинные триумфальные «врата» с огромными статуями Геркулеса и Марса во время встречи полков, вернувшихся из Азовского похода. Во время фейерверка, к большому удовольствию публики, двуглавый орел, олицетворявший Российское государство, весьма метко обстреливал горящими ракетами турецкий полумесяц на фоне обелиска с сияющей надписью Victoria.

Год 1700 принес большие перемены: было введено новое летосчисление, и Новый год по гражданскому календарю наступал теперь 1 января. В царском указе говорилось: «Да генваря ж в первый день, в знак веселия, друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на Большой Красной площади огненныя потехи зажгут и стрельба будет каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать или кто похочет на столбиках поставить смоляные и худые бочки и, наполняя соломою или хворостом, зажигать». По свидетельствам очевидцев, именно так все и было.

В Петербурге же фейерверки устраивались с самого его основания. К 1710 году сюда перебрались высшие государственные сановники, а в 1712 переехала семья государя, и город был объявлен столицей. Обыкновенно огненные представления устраивались на Неве на плотах, зимой — на льду. Одной из причин была большая вероятность пожаров.

Фейерверками и иллюминациями сопровождались и ассамблеи, устраиваемые в Летнем саду. Вдоль аллей на деревьях развешивалось множество маленьких разноцветных фонариков, которые зажигались с наступлением темноты. Летний сад был со всех сторон окружен водой, ворота его запирались и покинуть ассамблею можно было только по окончании всей программы. «По западе солнца были преизрядные фейерверки, и огня, в гору летущего и по водам плавающего, было изобильно», — писали «Ведомости» по поводу празднества в день именин Петра.

Для устройства огненного зрелища отводили специальную площадку, на безопасном от зрителей расстоянии. Она начинялась различной пиротехникой, которая срабатывала в положенное время. Фейерверочные композиции строились на сочетании «верховых» и «низовых» фигур. В небе расцветали огромные букеты, снопы, струились гирлянды, горели звезды или медленно падали капли золотого и серебряного дождя, на площадке появлялись ряды блестящих фонтанов, каскады, лиственные и цветочные мозаики, ослепительные солнца и китайские колеса, вертящиеся мельницы, бриллиантовые пирамиды. В воде плавали киты, дельфины или птицы: лебеди, гуси, утки, начиненные фейерверками. Они выбрасывали струи сверкающих искр, вертелись, временами полностью погружались в воду и, наконец, с грохотом разрывались. Известный в XVIII веке создатель фейерверков М. Данилов писал: «Сего описать невозможно, потому что искусный фейерверкер два раза одной фигуры представлять не должен, а старается представлять новоизобретенные».

Но это еще не все. Вторую часть огненных зрелищ составляли специальные декорации, которые, собственно, и представляли сюжет фейерверка. На рамах укреплялись шнуры, пропитанные медленно горящими составами. Они давали сплошную огненную линию, ими удобно было написать любой текст, цифры, вензеля, сделать контурные рисунки крупным планом. Иногда их делали в два слоя, тогда горящая композиция становилась объемной. А для быстрого чередования картин изготавливались холсты, с намалеванными на них фигурами, которые могли освещаться спереди или изнутри. Зимой на морозе еще изготавливались прозрачные картины из подкрашенного льда. Со временем, когда фейерверки все более усложнялись, в действие стали включаться уже не нарисованные, а объемные беседки, галереи и храмы, гроты, бассейны, статуи, — словом, все, что было известно театрально-декорационному искусству.

В старинном руководстве говорилось, что фейерверк по своему устройству подобен театральному представлению, в котором есть поднятие занавеса, акты, антракты и финал. О начале фейерверка возвещала серия взрывов или пушечных залпов. Далее чередовались декорации, составлявшиеся из подвижных и неподвижных картин, сжигавшихся одновременно. В антрактах вступали в действие различные пиротехнические изделия и световые фигуры: колеса, свечи, фонтаны. Все это, кроме того, трещало, ухало и гремело. Последняя декорация делалась больших размеров и предвещала заключительный аккорд фейерверка. Тогда в небо выпускалось такое количество горящей пороховой смеси, что ночь превращалась в ясный день, а по периметру представления зажигались цветные огни. Длились огненные представления несколько часов.

Фейерверками и иллюминациями занималась специальная лаборатория при артиллерийском ведомстве, совместно с Академией наук, а позже и Академией художеств. Улучшение пиротехнических составов, производившихся в огромном количестве в связи с Северной войной, сразу же сказалось и на качестве фейерверков. И после Полтавской победы отечественная пиротехника получила мировое признание. Петр активно интересовался иностранными достижениями в этой области. Он сам изобрел красивые голубые и зеленые огни, которые использовались в фейерверках. Известно, что в 1722 году капитан гвардии Измайлов привез из Китая в подарок царю несколько ракет, с рассказом что там «делают такие фейерверки, каких ему никогда не случалось видеть в Европе». Впрочем, если китайцев, у которых это искусство развивалось испокон веков, русские пиротехники и не превзошли, то уж точно, далеко позади себя оставили европейцев. Совершенные по технике и исключительные по красоте огненные зрелища поражали иностранцев. «Трудно себе представить, какая масса пооха изстреливается за пирами и увеселениями, при получении радостных вестей, на торжествах и салютах… ибо в России порохом дорожат не более, чем песком, и вряд ли найдешь в Европе государство, где бы его изготовляли в таком количестве, и где бы по качеству и силе он мог сравниться с здешним», — отметил датский посланник при русском дворе Юст Юль.

Ученые сочиняли проекты будущих зрелищ, толкования аллегорий, тексты девизов. Художники занимались их декоративным оформлением. Лучшие поэты писали стихи и оды, которыми сопровождались программы с описанием и рисунками фейерверков, печатавшиеся заранее.

После Петра I огненные потехи вдохновлялись новой идеей — Россия свое благополучие имеет только от благополучных лет жития Ее Императорского Величества. На стрелке Васильевского острова был построен специальный «Театрум фейерверков». «Место, где сие позорищное строение поставлено, есть на берегу Невы реки на 1000 сваях утвержденный театр фейерверка, который против палат Ея Императорского Величества так способно построен, что с правой стороны кунсткамеру с высоким обсерваторием, а с левой — крепость с церковною колокольнею имеет, которые, когда они такожде иллуминированы, смотрящим на то не инако кажутся, как бы они для того нарочно так сделаны были. Все сие строение, при котором 30 000 ламп и 600 человек имеется, которые оные лампы в две минуты зажечь могут…».

В особо торжественных случаях набережные и улицы освещались цветными фонариками, сальными плошками и свечами, повсюду горели смоляные бочки и костры. Уличная иллюминация усиливалась по мере приближения к главному месту действия, словно вливаясь в огненное пиршество. Жители оповещались заранее специальным указом о том, сколько времени и как должны быть освещены в такие ночи окна домов. Существовал человек, который следил за исполнением указа, и если замечал нарушения, то провинившегося домовладельца штрафовал генерал-полицмейстер.

Вершины развития огненное искусство достигло при Елизавете. Здесь были боги, гении и амуры, храмы, жертвенники, роскошные сады, рога изобилия, разверзающиеся небеса, радуга и солнце на колеснице и над всем этим всходил в лучах вензель Ее Величества в лавровом венце. 1 января 1761 года, в последний Новый год елизаветинского царствования, был зажжен фейерверк, который изображал благополучное исполнение желаний Российской империи в минувшем и усердные желания на будущий год. В первом действии, при заходе солнца, в светлом облаке являлся крылатый юноша с числом «1761», он попирал завоеванные неприятельские оружия и знамена, на которых стояло число «1760». Во втором действии было представлено Российское государство, в виде великолепного храма, украшенного гербами 16 губерний, его составляющих. Внутри храма, на жертвеннике горело до неба досягающее пламя, изображавшее усердные желания всех российских жителей. В третьем действии под видом прекрасного сада изображалась надежда на исполнение желаний в Новом году. В центре располагался двуглавый орел, из императорской короны над ним бил огненный фонтан, из орла «истекал» огненный каскад, который сначала попадал в бассейн, а из него разливался по всему саду. По сторонам сада, среди лавровых и апельсиновых деревьев были расставлены статуи, аллегорически изображавшие желания: Здравие, Благоденствие, Изобилие, Тишина, Страх неприятелей и Слава, с государственным знаменем, на котором был начертан императорский вензель.

В XIX веке славились иллюминации, устраивавшиеся летом в Петергофе. Но постепенно эти празднества стали традиционными и предсказуемыми. Иллюминации и фейерверки перестали быть чем-то исключительным. Их давали разные общества и собрания по самым различным поводам. Они перешли в разряд излюбленных дачных развлечений. Чем меньшие технические трудности представляло освещение, тем незатейливей становилось световое оформление праздников. Обычные газовые фонари в эти дни заменяли звездочками различных фасонов, на фасадах общественных зданий зажигали вензеля государя и государыни под императорской короной. Огненными гирляндами украшались мачты кораблей, стоявших вдоль центральных набережных. Над Исаакиевским собором в виде огненных столпов горел газ в светильниках, которые держат ангелы, укрепленные по его углам. На тротуарные тумбы и выступы домов ставились сальные плошки. Казенные и общественные учреждения обязаны были выставлять на каждое окно по паре свечей. Но самым эффектным зрелищем была любительская иллюминация. На улицы выволакивали старые галоши и поджигали в них керосин, масло. От такой потехи было не столько света, сколько дыма и смрада, но народу проявлять свою радость и патриотические чувства никто не препятствовал.  

 

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.