Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Давайте залезем на дерево, или Cюрреализм – это я...

Сальвадор ДалиКогда они встретились, Сальвадор Дали был 24-летним девственником, бесконечно влюблявшимся в придуманных им самим девушек и женщин, одна фантастичнее другой, а Гала – опытной и загадочной женщиной, на 10 лет его старше. С первой минуты они поняли, что должны быть вместе. «Сальвадор Дали родился в мае 1901 года и умер спустя семь месяцев», – такими словами начинается спектакль «Дневник гения» одного из петербургских театров. Речь идет о старшем брате гения сюрреализма, не дожившем и до года, именем которого безутешные родители и назвали своего второго сына, о чем не преминули сообщить последнему, как только тот вошел в сознательный возраст.

С тех пор вся жизнь Дали была отмечена присутствием умершего брата (все детство и даже отрочество он убеждал себя в том, что родители любят вовсе не его, а своего старшего сына, которого потеряли) – впоследствии он станет неким его двойником-антагонистом. Долгие годы Дали пытался то принять образ Сальвадора-старшего, то отвергнуть его, но окончательно избавиться от навязчивой идеи смог только в 1963 году, написав «Портрет моего умершего брата». В чертах воображаемого молодого человека проглядывает несомненное фамильное сходство. Дали был не прочь «поговорить об этом»: «Все эксцентричные поступки, которые я имею обыкновение совершать, все эти абсурдные выходки являются трагической константой моей жизни. Я хочу доказать себе, что я не умерший брат, я живой. Как в мифе о Касторе и Поллуксе: лишь убивая брата, я обретаю бессмертие».

Всемирно известный художник-сюрреалист Сальвадор Дали родился 1 мая (в некоторых источниках – 2 мая) 1904 года в маленьком торговом городке Фигерасе на севере Каталонии. Его детство прошло в домике на берегу моря, где впечатлительный мальчик с радостью и трепетом погружался в стихию народного творчества, мифов и сказок, позднее нашедших отражение в его творчестве. С самого раннего возраста он мечтал о славе художника. Свою первую картину Дали написал в 10 лет. Это был небольшой импрессионистский этюд, сделанный масляными красками на деревянной доске. Несомненно талантливый мальчик брал уроки рисунка у профессора Жоана Нуньеса, чей образ впоследствии также нашел отражение в снах и галлюцинациях художника, которые он выплескивал на холст. В 15-летнем возрасте Дали выгнали из монастырской школы «за непотребное поведение», что не помешало ему поступить в институт, который он блестяще окончил в 1921-м. В том же году умерла от рака мать Дали, и это лишило молодого человека уверенности, что из дальних странствий он всегда может возвратиться домой... Продолжать обучение Дали решил в Мадриде, в Академии художеств, где его несколько раз отстраняли от занятий за буйное поведение, участие в студенческих волнениях (одно из которых закончилось для него арестом) и экстравагантные выходки. Через четыре года после смерти матери Сальвадора отец женился на бывшей жене своего брата – и к Дали вернулись его детские страхи. Из поступка отца, который он расценил как беспримерное предательство, Сальвадор вывел целую систему мировосприятия, на которую наложили отпечаток и эдипов комплекс, и легенда о Вильгельме Телле, и даже образ Владимира Ленина. Не хватало только жены-матери – то ли музы, то ли злого гения. Ею и стала Гала.

Елена Дмитриевна Дьякова, вошедшая в историю искусства под именем Гала, родилась в конце XIX столетия в Казани. У девочки был тяжелый характер: окружающих пугали и вспышки немотивированной ярости, и внезапные нежные привязанности. Позднее Гала будет этим гордиться: «Нужно помнить, что я истеричка». Или: «Я такая глупая и вздорная, что даже горжусь этим». В 17 лет доктора вынесли ей приговор: чахотка. Она поехала на лечение в Швейцарию, где и познакомилась со своим первым мужем – французским поэтом-сюрреалистом Полем Элюаром.

Вся вздорность, взбалмошность и кажущаяся непредсказуемость характера Галы не мешали ей осознавать возможные выгоды от союза с этим мужчиной, к тому же она интуитивно чувствовала присутствие гения. В феврале 1917 года, когда Россию уже начали сотрясать революционные вихри, Гала стояла перед алтарем и клялась Элюару в вечной любви и верности. В том же году у нее родилась дочь Сесиль, воспитанию которой мать почти не уделяла внимания.

С начала 1920-х годов Гала стала нарушать клятвы. С молчаливого согласия мужа она завела роман со скульптором Максом Эрнстом, одним из основателей сюрреализма... Встреча с Дали состоялась во время поездки группы сюрреалистов в Кадакес в августе 1929 года. Сальвадор к тому времени много слышал о жене своего друга Элюара, поэтому тщательно готовился к встрече, надеясь произвести впечатление на «самую изящную женщину Франции»... Впечатление произвели и он, и она. Этому немало способствовало охлаждение между Галой и Элюаром, хотя бывшие супруги сумели сохранить добрые отношения. Элюар писал: «Все, что я сказал, Гала, я говорил для того, чтобы услышала ты». А Гала была признательна бывшему мужу за то, что благодаря ему она уверовала в собственную исключительность. Пожалуй, если бы в жизни Галы не было Поля Элюара, мир не узнал бы и Сальвадора Дали.

Дали свидетельствует: «Она излечила меня от неистового стремления к саморазрушению, принеся себя как искупительную жертву на алтарь моего яростного желания жить. Если я не потерял рассудок, то потому, что она взвалила на свои плечи бремя моего существования». На момент их встречи Сальвадор был измучен комплексами, в том числе своей воображаемой мужской неполноценности, основанной на банальном отсутствии опыта. Гала помогла ему приобрести столь необходимый опыт – но это было далеко не все. «Гала стала солью моей жизни, цементом моей личности, моим маяком, моим двойником, мною», – писал Дали.

Сальвадор ДалиГала без устали бегала по меценатам, предлагала, просила, умоляла, угрожала, очаровывала – и через несколько лет из желающих предложить Дали контракт выстраивалась очередь. Его эпатажные выходки теперь стали бесспорным доказательством его гениальности. Американские репортеры только защелкали языками от восторга, когда Дали показал им картину, на которой была изображена Гала с бараньими отбивными на плечах, и объяснил: «Я люблю Галу и люблю бараньи отбивные. Здесь они вместе». Однажды, когда к Дали пришел очередной посетитель, художник отвел его в сад и предложил, указывая на привязанные к дереву стулья: «Давайте залезем на дерево. Там нам будет значительно удобнее».

Он добился того, о чем мечтал всю жизнь: деньги текли рекой, рядом была обожаемая женщина. «Первый поцелуй, когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия», – писал Дали после долгих лет совместной жизни.

Однако в 1960-е что-то разладилось: Гала потребовала купить ей замок, где и проводила большую часть своего времени. Компанию ей составляли многочисленные поклонники, причем по мере старения Галы они становились все моложе. Среди поклонников (или все же любовников?) были и никому не известный 20-летний юноша Вильям (ей на тот момент уже исполнилось 67), и Джефф Фенхолт, исполнитель главной роли в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», и многие другие. Если в молодости Дали предпочитал не верить в измены жены (вполне возможно, что тогда их действительно не было), то сейчас он был просто поставлен перед фактом.

Старческая раздражительность, осложненная тяжелыми болезнями, привела к тому, что Дали перестал контролировать вспышки гнева, – правда, потом просил у жены прощения и умолял быть с ним рядом. Затем эмоции снова брали верх, и Дали впадал в ярость: на смену юношескому стремлению к саморазрушению пришло желание крушить все вокруг... Однажды его секретарь был разбужен среди ночи криками о помощи. Примчавшись в спальню патрона, он увидел лежащую на полу Галу, которую Сальвадор во время припадка ревности избил тростью. Гале было 86 лет.

Она скончалась в 1982-м. Дали пережил свою музу на семь лет. Незадолго до его смерти в Фигерасе был открыт музей Сальвадора Дали. Гений сюрреализма похоронен, согласно завещанию, под ничем не отмеченной плитой под полом музея, чтобы и после смерти оставаться загадкой для потомков.



У девочки был тяжелый характер: окружающих пугали и вспышки немотивированной ярости, и внезапные нежные привязанности. Позднее Гала будет этим гордиться.

Гала без устали бегала по меценатам, предлагала, просила, умоляла, угрожала, очаровывала – и через несколько лет из желающих предложить Дали контракт выстраивалась очередь.

Дали показал картину, на которой была изображена Гала с бараньими отбивными на плечах, и объяснил: «Я люблю Галу и люблю бараньи отбивные. Здесь они вместе».

Вся жизнь Дали была отмечена присутствием умершего брата: в детстве он убеждал себя в том, что родители любят вовсе не его, а своего старшего сына, которого потеряли.
 

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.