Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Владимир Маяковский: любовный триумвират

Может ли дружба стать помехой любви?
Да, если ее предлагает любимая женщина взамен всех прочих взаимоотношений.
Да, если ты мечтаешь быть единственным в ее жизни, но тебе отказывают в этом праве под предлогом давней и прочной дружбы.
Да, если ты Владимир Маяковский.
А она — Лилия Брик.

 

В душе Владимир Маяковский был неисправимым романтиком, тайно создавшим собственный мир, который нуждался в Прекрасной Даме. Он хотел найти свою королеву, страстную, безжалостную, недоступную. Однако девушки, с которыми он встречался, едва могли претендовать на этот титул. И вдруг встреча, изменившая всю жизнь.

1915 год. Он пришел в гости к Эльзе Каган, за которой тогда нежно и трогательно ухаживал. И увидел там ее старшую сестру — Лилию Брик.

Позже она вспоминала, что этот роман нельзя было назвать простой влюбленностью. Скорее внезапно вспыхнувшее чувство Маяковского напоминало натиск, стремительное нападение. Поэт с радостью короновал Брик, посвятив ей отныне все свои произведения, чувства и мысли, безусловно, в придачу с самим собой.

Красавица? Скорее нет, чем да. Немного расплывчатые черты лица, довольно нескладная фигура, ярко-рыжие волосы. Отвратительный характер. Но было в этой женщине что-то неуловимое и невероятно притягательное. Лилия Юрьевна обладала такой сексуальной энергетикой, что в буквальном смысле слова сводила с ума своих многочисленных поклонников. Подчинить себе эту яркую, сумасбродную личность было нереально. Любовники менялись довольно часто, поскольку больше всего в чувственных удовольствиях Брик ценила именно новизну.

Их роман набирал обороты. Связь Маяковского и Брик чем-то напоминала черно-белый серпантин с вкраплениями ярких искр. Им было либо очень хорошо вдвоем, либо невыносимо плохо. Полутонов не существовало. Поэт ревновал свою Лилю буквально ко всем и всему, за исключением …ее мужа, Осипа Брика.

Этот любовный треугольник в свое время породил немало домыслов и слухов. Маяковского и чету Бриков обвиняли во всех плотских грехах и извращениях. Оно и понятно: Маяковский долго жил в квартире Бриков, регулярно снабжал их деньгами, они вместе отдыхали и работали, а страсть поэта к Лилии в литературной Москве была известна всем. Оставлять мужа ради любовника Лилия Юрьевна не собиралась. Семейная жизнь и совместное хозяйство втроем ее полностью устраивали.

Сама она так объясняла ситуацию: «Только в 1918 году я могла с уверенностью сказать О.М. (Осипу Максимовичу. — Авт.) о нашей любви. С 1915 года мои отношения с О.М. перешли в чисто дружеские, и эта любовь не могла омрачить ни мою с ним дружбу, ни дружбу Маяковского и Брика…». Факт довольно примечательный, если учесть, что поженились они в 1914 году. В отношении Осипа Брика Лилия Юрьевна неизменно придерживалась одной и той же версии: к моменту ее знакомства с Маяковским она не имела физической близости с мужем. Их семейная жизнь основывалась только на духовных ценностях: «Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах…».

«Срок заключения» Благородная и чистая любовь к мужу отнюдь не мешала Лилии Брик иметь и более низменные, плотские, увлечения. Одним из таких увлечений стал и Маяковский. Ей было с ним забавно, женскому тщеславию льстил поток посвящений на титульных листах поэтических сборников. Поэт преследовал ее по пятам, буквально изводя слепым обожанием и страстью. Вполне понятно, что вскоре Лилечка немного устала от столь яростного накала чувств. Устала от статуса королевы и богини. Она хотела быть просто женщиной. Свободной. Независимой. Женщиной, которой ни перед кем не нужно отчитываться в своих поступках. Тем более перед собственным любовником.

Их совместная жизнь оказалась настолько тяжелой и мучительной, что вскоре они приняли решение пожить врозь. Точнее, автором этого странного решения была сама Лилия, Маяковскому пришлось беспрекословно подчиниться. Цель внезапной двухмесячной разлуки — попытка изменить характер поэта. По уговору он был обязан полностью уничтожить в себе ревность, научиться доверять любимой женщине, наконец, пересмотреть свое отношение к быту. В общем, все в духе времени. Работа над собой и никаких мещанских предрассудков. Пока Лилия физически и эмоционально отдыхала от В.В. (как она его называла), Маяковский медленно сходил с ума. В течение двух месяцев ему было запрещено видеть обожаемую женщину. Вдыхать запах ее терпких духов, слышать ее голос. Словно безумный, он часами бродил около дома Бриков, надеясь на чудо. Какое? Он сам не знал. Его просто лишили воздуха, так и не научив дышать по-другому. Иногда, не выдержав, он посылал ей наверх маленькие записочки с просьбой черкнуть пару слов. Лилечка мужественно соблюдала молчание. За два месяца родилась поэма «Про это», болезненный надрыв, вопль о помощи бесконечно одинокого человека, которому для счастья нужно всего ничего: быть подле единственного любимого существа. Цена этого блаженства не имела значения.

Когда «срок заключения» истек, Маяковского с трудом могли узнать даже самые близкие люди. Он был истощен морально и физически, ощущая внутри себя лишь боль и пустоту.

28 февраля 1923 года они договорились встретиться на вокзале, чтобы отправиться в Петроград. Войдя в купе, Маяковский рухнул перед Брик на колени. На одном дыхании прочитал поэму «Про это». А потом заплакал…

Маяковский называл себя Щеном, нескладным, неуклюжим, влюбленным. Во время той бессмысленной разлуки он писал Лиле — Лисику — нежные и удивительные письма.

«...Я скучаю, я тоскую по тебе — но как — я места себе не нахожу (сегодня особенно!) и думаю только о тебе. Я никуда не хожу, я слоняюсь из угла в угол, смотрю в твой пустой шкаф — целую твои карточки и твои кисячие подписи. Реву часто, реву и сейчас. Мне так не хочется, чтобы ты меня забыла! Ничего не может быть тоскливей жизни без тебя...»

«… Лисенок — я по тибе очень скучаю, а ты по мине? Я тибе люблю очень а ты мине? Не забывай меня детка пожалуйста. Я твой верный Целую Целую и Целую».

Десятки рисунков, писем, где орфографию и пунктуацию заменяли кляксы от слез и мольба огромного ребенка о любви: «Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь. Смешно об этом говорить, ты сама это знаешь...»

«Какая жизнь у нас может быть, на какую я в результате согласен? Всякая. На всякую…».

Она уже была чужой. Несмотря на то, что они все трое сосуществовали в одной квартире, жили за счет поэта, Лилия стала Щену чужой. У нее появились новые любовники. Но отпускать Маяковского, сказать ему «уходи!» Лилия Юрьевна не желала. Слишком много значило это имя в Советском Союзе, слишком много материальных благ обещало. Маяковский оказался «чемоданом без ручки» — и нести тяжело, и бросить жалко. Знал ли он это? Наверное.

Она звалась Татьяной… Осенью 1928 года Владимир Маяковский уехал в Париж. Это была вторая поездка в столицу Франции. Первая состоялась четыре года назад. Собственно говоря, Париж стал для «рупора революции» своеобразным откровением. Оказалось, что во всем мире люди живут иначе, не презирая достаток, красивые вещи. Это была особая, легкая, жизнь, которая очень понравилась Маяковскому. Из своей первой поездки поэт привез новенький автомобиль — роскошь по тем временам небывалую. Чтобы как-то обосновать дорогую игрушку, ему даже пришлось написать отдельное стихотворение об этом событии. Дескать, машина куплена специально для нужд революции. Если завтра случится война, так он ее сразу и отдаст в помощь фронту. Щедрый и красивый жест.

На одном из парижских вечеров он встретил красавицу-эмигрантку Татьяну Алексеевну Яковлеву. Они сразу же влюбились друг в друга. Поэт с головой окунулся в волнующее чувство, в котором больше не было ни ревности, ни тоски. Абсолютная гармония и понимание друг друга с полуслова. Брик постепенно отошла на второй план. Как-то, собравшись с духом, он предложил Яковлевой выйти за него замуж. Возможно, останься поэт во Франции, ответ Татьяны Алексеевны был бы положительным. Но Маяковский звал невесту в страну террора и насилия, куда возвращаться Яковлева не хотела.Разочарованный поэт вернулся на Родину, надеясь, что за время их короткой разлуки Татьяна все же передумает. Он собирался в Париж, когда власти неожиданно отказали в визе. Навсегда. Спустя год Яковлева вышла замуж за французского виконта.

Точка пули По одной из распространенных версий, за Маяковского «похлопотали» Брики. Точнее, Лилия Брик. Что ж, эта гипотеза не лишена определенного смысла. Женское самолюбие, помноженное на тщеславие, порой способно и не на такие вещи. Соперниц Брик не терпела.

Известие о замужестве Яковлевой полностью выбило поэта из колеи. Он пытался найти спасение в поэзии, но, кроме жалких панегириков новой квартире советского рабочего, где в ванной комнате находятся «гор.» и «хол.», так и не смог ничего написать. Попробовал найти забвение в новом романе с актрисой Вероникой Полонской, но чувства были поверхностны. Друзья занимались собственными делами, Брики путешествовали за границей. Власти несколько охладели к рупору революции. Оказавшись в творческом и душевном вакууме, Маяковский стал подумывать о самоубийстве.

К теме суицида Маяковский возвращался не раз. Самоубийство стало лейтмотивом в его непутевой и мятежной жизни. По одной из расхожих версий, уже начиная с юности, поэт неоднократно пытался покончить с собой. Говорят, тот, кто публично заявляет о добровольном желании уйти в мир иной, никогда не наложит на себя руки. Но в любом правиле бывают исключения. Во многих стихах Владимира Маяковского прослеживается попытка уйти, поставить «точку пули» на своем существовании. Последние дни он буквально балансировал на грани. Два желания — жизни и смерти — не давали душевного покоя. Он задыхался от ощущения глухой пустоты вокруг себя. Но самое страшное, что эта пустота жила в нем самом, с каждым днем отравляя клетки гениального мозга. Поэт был близок к сумасшествию.14 апреля 1930 года, после бурного и неудачного объяснения с Вероникой Полонской, в квартире Маяковского раздался выстрел.

«Прошу никого не винить…» Официальная версия — самоубийство. Но, как и в случае с Сергеем Есениным, в этой смерти до сих пор много непонятных деталей. Бытует мнение, что Маяковского убили по «просьбе» … Лилии Брик. Но это не подтверждено документально. Не исключено и то, что опальный поэт стал не угоден советскому правительству: некоторые из его заграничных откровений у чиновников вызвали настоящий шок. Как долго Маяковский мог писать о счастье в СССР, если сам давно в это не верил? Характер ранения, странная предсмертная записка, написанная за два дня до рокового дня, наводят на определенные размышления…

С другой стороны, официальная версия также имеет право на существование. После скандала с Полонской, в состоянии аффекта поэт действительно мог совершить самоубийство.

Но как бы там ни было, косвенной причиной смерти Маяковского, безусловно, была Лилия Брик. Женщина, которую он любил в течение пятнадцати лет. Его муза, его проклятие, его самая горькая иллюзия. Это чувство оказалось настолько сильным и ярким, что после него не осталось ничего. Даже желания жить.

А что же Лиля Брик? Спустя много лет Фаина Раневская с болью написала: «…Вчера была Лиля Брик, принесла «Избранное» Маяковского и его любительскую фотографию. Она еще благоухает довоенным Парижем. На груди носит цепочку с обручальным кольцом Маяковского, на пальцах бриллианты. Говорила о своей любви к покойному… Брику. И сказала, что отказалась бы от всего, что было в ее жизни, только бы не потерять Осю.

Я спросила: «Отказалась бы и от Маяковского?» — Она, не задумываясь, ответила: «Да, отказалась бы и от Маяковского. Мне надо было быть только с Осей». Бедный, она не очень его любила…

Пришла С.С. и тоже много рассказывала о Маяковском. Он был первый в ее жизни.

Когда они обе ушли, мне хотелось плакать от жалости к Маяковскому. И даже физически заболело сердце»...

Из двух любящих только один целует.

Анастасия Монастырская

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.