Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Секреты театрального кутурье

Все, кто покоряют нас со сцены или экрана, значительной частью успеха обязаны авторам своих костюмов. Причем дело не только в красоте самого платья, гораздо важнее то, насколько оно идет владельцу и, что особенно ценится в театральной среде — помогает играть роль… Сценическая одежда имеет свои секреты — так, например, платья могут быть сшиты из красивых и дорогих для повседневной носки тканей, но на сцене они будут смотреться бледно, «исчезнут». И наоборот, дешевая ткань, но с удачно подобранной отделкой, вдруг «заиграет» и из зрительного зала покажется произведением искусства… Ясно, что без волшебников тут не обходится. Михаил Семенович Ажарнов из их числа…

 

Он создает необыкновенные наряды, и не только для сцены, но и для жизни. Впрочем, жизнь та же сцена, где у каждой из нас немало «премьерных спектаклей» — свидания, важные встречи, свадьбы… В мир театрального искусства пришел в 14 лет, попав в бутафорские мастерские БДТ; при нем в театре начали работать Георгий Александрович Товстоногов, молодые Владислав Стржельчик, Ефим Копелян и многие другие. Можно только представить, сколько платьев и костюмов было сшито его руками за более чем полвека «швейного стажа»! Михаил Семенович работал в различных театрах города и вот уже 12 лет трудится в Мюзик-холле. Как говорит он сам: «По натуре я не «летун» — просто мне интересно все новое…».

Костюм-предсказатель Михаил Ажарнов признается, что о своей профессии не мечтал, вышло случайно — мама была завскладом производственных театральных мастерских, а когда юному Мише пришла пора помогать семье, его «определили» к бутафорам, в филиал, располагавшийся в БДТ, тогда еще им. А.М. Горького. Талант мальчика отметили сразу. Правда, прошло время, прежде чем этот талант оценили женщины — основные «потребительницы» швейного искусства Михаила

Ажарнова. До того он еще успел поработать в Кукольном театре, опять-таки из интереса — его невероятно привлекала возможность мастерить кукол…

Впрочем, вернемся к костюмам и платьям. Первый, в данном случае «как бы сценический», костюм Михаил Ажарнов сшил… для себя. В школе, где он учился, проводили новогодний карнавал. Мише страсть как хотелось попасть на него, но обязательным условием был карнавальный костюм. Его у нашего героя не было, семья жила скромно — Михаила воспитывали мама и бабушка, и ни о каких излишествах не могло быть и речи…

О своем «швейном крещении» Михаил Семенович рассказывает с улыбкой.

– Я решил, что у меня будет костюм клоуна. Но из чего? Когда я пришел домой, то первое, что сделал — открыл плательный шкаф. Внимательно просмотрев все бабушкины платья, я отобрал из них два — те, которые она давным-давно не надевала. Сделал выкройку и из двух платьев выкроил и быстренько сметал себе наряд. Мама застала меня за примеркой костюма… Увидев, как я искромсал одежду, мама предрекла, что будет грандиозный скандал — стоит лишь бабушке вернуться с работы. Я не на шутку испугался, шитье бросил и к ее приходу плакал, сидя на диване в своем недошитом костюме. Однако все обернулось совсем не так, как я ожидал…»

Здесь стоит отвлечься и заметить, что бабушка Михаила Семеновича была белошвейкой — портнихой, которая шьет дамское белье, а дед — портным-скорняком, причем универсалом. Он шил шубы, шапки, мужскую одежду… Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок так лихо начал шить костюм.

– Бабушка увидела меня в карнавальном образе и, как ни странно, абсолютно не рассердилась. На глазах у моей недоумевающей мамы она попросила меня встать, покрутиться, потом дала рекомендации, как подогнать костюм по фигуре. Свою речь она завершила словами: «Теперь я могу умереть спокойно — мой внук будет мастером!»

По иронии судьбы первое женское «платье для настоящей сцены», а вернее, для арены, Михаил Ажарнов сшил в цирке, тоже своего рода «клоунской сфере». Интрига в том, что Михаил работал там… актером — танцором на проволоке (позже он сорвался, получил травму, и шитье стало для него главным ремеслом). Но тогда, в начале цирковой карьеры, его как молодого артиста «прикрепили» к иллюзионному аттракциону Зинаиды Тарасовой, причем именно ей было необходимо платье для первого выхода в манеж. Требования особые — платье должно быть очень эффектным, и таким, чтобы потом его можно было быстро снять — по замыслу под ним оказывался фрак, в котором артистка продолжала свой номер…

– Я сам предложил услуги — то, что я умею шить и неплохо, в цирке уже знали и потому согласились.

На этот раз вопрос «Из чего?» заставил Михаила Семеновича серьезно поволноваться…

Секреты цирковых бриллиантов «К чему прикасаются руки мастера, все превращается в золото». Такую надпись сделала на фотографии с платьем одна из благодарных клиенток Михаила Ажарнова. В цирке ему предстояло превратить в чудо самые банальные вещи…

– Я придумал костюм, состоящий из облегающего ярко-розового платья, расшитого блестками, и большого, как я про себя его называл, «вечернего пеньюара». Пеньюар был сшит из узбекского эксельсиора — тонкой, белой, прозрачной шелковой ткани с золотой прожилкой. Наряд получался воздушным и объемным одновременно, а задумка постановщика номера состояла в том, что артистка внезапно появлялась из пустой маленькой тумбы. Такой летящий пеньюар-накидка усиливал впечатление. «Как она туда поместилась?» — возникал вопрос у публики.

У ткани тоже был секрет. Шелк-эксельсиор настолько тонок и невесом, что хоть десять метров можно собрать в кулак, а когда расправляешь его — как будто и не мял — ткань пластичная и пружинистая… Чтобы сшить платье, мы перевернули все в поисках трикотажа, но не нашли ничего подходящего. К счастью, в 1957 году в продаже были дамские трикотажные сорочки без шва — чулком. Мы купили три штуки и покрасили их в нужный цвет. Для отделки платья артистка пожертвовала собственную театральную сумочку с блестками… Но что это были за блестки! Это сегодня они тонкие, легкие, пластиковые… Те же блестки были сделаны из металла…

Казалось бы, все готово, но Зинаида Александровна непременно хотела к этому платью туфли, «чтобы они переливались и сверкали как бриллиантовые». Это сейчас можно зайти в любой магазин шитья и купить все, что душе угодно, а тогда не было ничего. Не в самых веселых раздумьях я отправился в гостиницу… Проходя по коридору я вдруг заметил на полу блестящую ленточку — такой перевязывают коробки с конфетами. Она так ярко играла при свете ламп… И меня осенило! Наутро мы с моей помощницей бросились в кондитерский магазин, накупили конфет, растормошили эти ленты и я расшил ими обычные туфли. Получилось! Туфли действительно казались «бриллиантовыми». После выступления Тарасову засыпали вопросами, где она раздобыла это чудо, но она только таинственно улыбалась…

После фурора, произведенного костюмом Тарасовой, к Ажарнову потянулись желающие заказать костюмы…

— В цирке искусство так тесно переплетено с бытом. Если кто-то что-то сказал, то через пять минут это становится известно всем. Я ведь не был профессиональным портным, но все узнали, что есть «танцор, который шьет». Шить у меня артистам цирка было удобно — по сложившейся системе костюмы заказывали в Москве, а потом их высылали заказчику. Но артист не всегда мог приехать на примерку, и в результате костюм получался либо тесным, либо не шел ему. Я же был рядом…

Актрисы — это особая статья. Работая столько лет, я не видел, чтобы у женщины была правильная, классическая фигура и моя задача как мастера-закройщика и портного убрать все минусы и вместо них добавить плюсы.

Михаил Семенович берет со стола обтянутый золотым шелком цилиндр, и я понимаю, что расспросить мастера о его знаменитых клиентках и клиентах мне удастся лишь в следующий раз…

Марианна Николина

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.