Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Ольга Лисикова: командир машины боевой

 

1939 год, ноябрь. Ольга Лисикова ждет ребенка. 1939 год, ноябрь — начало Финской кампании, суровой, непопулярной, холодной... Вывозила самолетом раненых. Ноябрь-март — самый тяжелый период беременности. В марте заключили мир, но летчики все летали и летали, садились на промерзшие озера — до апреля... А каково ей, в положении? Согласно регламентации, после пяти месяцев беременности предписывалось переводить на более легкую работу. Но в регламентации не было профессии «летчица». И ее перевели на «легкие» воздушные прогулки над городом... Самое трудное в полете, наибольшее напряжение — взлет и посадка. До того она летала на Москву — один вылет в день. А тут, на воздушных прогулках, — каждый час то взлет, то посадка. Облегчили...

Справлялась. Пока живот не вырос настолько, что мешал взять рукоятку управления на себя. Но рядом были коллеги, которые вошли в положение, простите за каламбур, и вывели рукоятку управления на борт. Так и летала — до декретного отпуска. И благополучно разрешилась — замечательной девочкой.

 

Лисикова Ольга Михайловна — единственный командир корабля, который во время Великой Отечественной летал на двух американских самолетах: СИ-47 и «Дуглас» (и не только на них). Студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица... За минусом добродушно-ироничного подтекста общеизвестной цитаты — так и есть (более полувека назад, но красавица — поныне). «280 боевых вылетов Ольги Лисиковой спасли жизнь сотням раненых бойцов и офицеров Красной Армии. Отважная летчица побывала на всех фронтах от Баренцева до Черного морей, доставила на линию огня десятки тонн боеприпасов, медикаментов, продовольствия...» — это из плаката, который в годы войны был во всех аэропортах Советского Союза. Ольга Михайловна продолжала летать — всего 408 боевых вылетов без ранений и «битой машины».

«Кукурузник» «мессеру» рознь!Война. Великая Отечественная. Эпизод — 10 октября 1941 года. Слово самой Ольге Михайловне: – Взяла двух раненых с передовой, лечу. В хвост заходит «Mессершмидт-109». Не могу поверить! Мой «кукурузник» еще не перекрашен в зеленый цвет. Белый серебристый и ярко-красные кресты. По всем законам его трогать нельзя... В двадцать лет так не хотелось умирать! И обида за собственное бессилие! А со мной раненые, которые ничего и не знают о приближении опасности. Вижу внизу — расщелина, река течет между двумя обрывами. В момент, когда я спикировала в расщелину, — трассирующая очередь над нашим самолетом. А я развернулась, прижалась к воде и — между двух берегов. Выигрыш во времени — фашисту надо снова набирать высоту, потом искать эту... «этажерку», еще и отчертыхаться, наверное (обидно! ас неба и не справился с какой-то букашкой!). Река поворачивает круто вправо — беру резко вправо. И — сильный удар по хвостовому оперению. Руль работает, но машина фактически неуправляема. Даю полный газ, поднимаю из обрыва — тут буквально рядом аэропорт. Села. Выскочила из кабины. Ко мне бегут военные, кричат: «Смотрите, смотрите!» Смотрю — «мессер» мой горит. Спикировав на меня, он начал, как и положено, «вытягивать», но осадки ему не хватило. Он и врезался в землю.

У меня еще есть адресаНачали летать большие самолеты через Ладогу в Ленинград. И Ольга Лисикова решила во что бы то ни стало стать командиром такого самолета. Ленинград! Это — ее детство, учителя, первые спортивные успехи, вступление в комсомол, замужество, дочь...

Женщин в Летный центр не принимали. Но для нее открылась «зеленая улица» как лучшему спортсмену Аэрофлота. (Информация к размышлению: играла центром нападения в команде Аэрофлота!) Во главе же Летного центра был ас Шабанов, первый в СССР налетавший 1 000 000 км. Он частенько судил на соревнованиях, ту же Лисикову не однажды награждал грамотами. И на женский пол Ольги Шабанов... м-м... не обратил внимания. Она с отличием закончила учебу и была принята в десятую дивизию Авиации особого назначения.

В тылу врага«Спецполетов» у Лисиковой было девять. Особо запомнился один...

Разведчики — красивая пара. Изящная дама в каракулевом манто и холеный кавалер ей под стать. Молодые. Ей — 28 лет, ему — 35. У них шлемы, парашюты. И сопровождающий.

– Линию фронта переходим на 4000-4500 метрах, не меньше. Потом — резкое снижение. И на бреющем идем не выше трехсот метров. У немцев уже были локаторы, которые выше трехсот метров засекали, ниже — не могли. Но! Весь мой маршрут состоит из отрезков. Мы должны сторониться любых станций, населенных пунктов, укрепленных мостов. Будто змейкой — по изгибу реки, например.

Подлетаем к заданной точке... А сбросить надо там и только там, и не дай бог ошибиться. Тогда, как говорили наши командиры, лучше не возвращаться. Приготовиться! Сигнал: «Прыгать!». Бортмеханик и сопровождающий помогают разведчикам выброситься в точку.

Но вы не можете тут же повернуть самолет, вдруг кто-то засечет: был и повернул именно здесь. Еще 10-15 км прямо, 20 км в сторону. И снова по маршруту. Наконец, 4000 метров. Бортмеханик сообщает: «рама» («Фоккевульф-190»). От нее не скрыться. Наш СИ-47 пузатый, большой. Баки в крыле, два добавочных бака внутри... Немец пока не расстреливает нас, барражирует. И такая беда и — небо ясное! Чуточку надо бы спикировать. А он понял маневр: снаряды уже посыпались. Тут я спикировала и — под пелену! Перешли линию фронта, выполнили задание. И когда пора снова идти на высоту, чтобы вернуться через линию фронта, бортмеханик докладывает: перебиты тросы к подаче горючего. То есть у нас — полные баки. А горючего... нет. И это в тылу врага...

Автолюбители поймут: когда я сегодня веду свою «Ниву», могу еще примерно 60-70 км протянуть после того, как табло покажет «бензин на 0». А там и тогда я не знала, сколько оставил конструктор до того, как два винта моих остановятся. Набор, конечно, отпадает — расход большой. Хотя бы бреющим перейти линию фронта! А там и без шасси можно садиться. Красная лампочка горит. Лечу. Вот она, линия!

Так скажу: «Зачем мне орден...»После не то третьего, не то четвертого спецполета представили ее к высшей тогда награде, ордену Ленина. Пришли награды — Лисиковой нет даже медали! Сослуживцы в недоумении — все, кроме начальника штаба: «Ольга! Мы тут передумали про орден Ленина. Вдруг ты зазнаешься? Зато решено выпустить плакат «Летайте, как Ольга Лисикова»!

А уже после войны идет Ольга по Невскому проспекту. И надвигается на нее целый «иконостас», груда орденов и медалей. Обладатель — тот самый начальник штаба.

— Как вы, однако, славно воевали! — комментирует Лисикова. — Судя по наградам. А вот я ваш плакат на шею повесить, к сожалению, не могу. О мужской галантности и заботе по отношению к прекрасной летчице можно рассказывать анекдоты. Как-то после учиненного разноса некий маршал предложил Лисиковой полетать на международной правительственной линии. Это был, пожалуй, единственный случай в практике, когда женщина регулярно правила самолетом с правительством и генералитетом на борту!

Америка, АмерикаАмериканцы показывали Б-29, «летающую крепость».

— Я подрулила. И всем экипажем, шесть человек, пошли мы в тот самолет. Поглазеть. Американцы нам все показали, а потом спрашивают: «А где ваш командир?» — «Да вот же, она!» — «Не может быть!» Ладно, говорю , пошли к нам на борт, покажу! Совершила с ними показательный полет. Сколько у них было восторгов!

Женщина всегда женщинаБыть женщиной-летчиком не легко.

— С той же «рамой» я знала, что если немец машину расстреляет, и она загорится, мой мужской экипаж все сделает, чтобы первой меня выбросить с парашютом. А я командир! Должна — последней.

А еще подмечена была за Лисиковой странность: когда ее самолет приземлялся, командир не сразу выходил из него. Оказывается, неотразимая Ольга (многие ее принимали за Любовь Орлову) в рейсе накручивала бигуди и весь полет совершала в них. А по возвращении ей была необходима пауза, — чтобы снять бигуди и предстать перед бойцами во всей красе.

Андрей Измайлов

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.